Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.

 

1. С одной стороны, усиливающиеся процессы гуманизации и гуманитаризации, осуществление которых невозможно только при наличии в социуме определенного минимума психолого-педагогических знаний как составной части человеческой культуры. С другой стороны, недостаточный уровень психологической культуры и отсутствие сформированной с раннего детства положительной "Я-концепции".

 

2. Каждый человек по своей природе стремится быть успешным, принятым в социуме, самореализоваться, но в результате низкой психологической культуры и высокой конкуренции в обществе уже в раннем возрасте индивид получает большое количество негативного опыта, накладывающего отрицательную роль на самооценку, которая в свою очередь, очень сильно влияет на всю деятельность человека в целом и на общее мировоззрение.

 

3. Кроме того, в кризисную эпоху развития государства повышается степень неопределенности, нестабильности. Известно, что даже при правильном воспитании структура личности, адаптивная при строе, внутри которого она развивалась, в эпоху крупных перемен становится невротизирующим фактором.

Большинство людей испытывают не просто душевный дискомфорт, а нередко и полную депрессию, на их глазах рушатся идеалы, на смену которым приходит неразбериха, полное падение нравственности и морали, жестокость, вседозволенность, абсолютное безразличие к окружающему миру и безынициативность. Вместе с этим возникает пассивность, праздность; со склонностью к искусственным способам получения удовольствия (пьянство, употребление наркотиков, азартные игры, многочасовой просмотр видеоклипов со сценами насилия и жестокости).

Произошло расслоение общества, неравноценное деление нации на сверхбогатых людей, имеющих неограниченные возможности пользоваться достижениям современной цивилизации, и на людей, живущих за чертой бедности, которым многое недоступно.

Все это увеличивает эмоционально-психологическую нагрузку на каждого человека. А большинство современных людей не научилось пользоваться приемами психологической разгрузки, не вредящими здоровью и развитию, что часто и приводит к развитию неврозов, употреблению ПАВ …

 

4. В сложившихся на сегодняшний день социально-политических условиях возрастает ответственность личности за собственное развитие. Но современная семья и школа в основном дают набор знаний, готовых рецептов и правил, которые в стремительно изменяющемся мире часто становятся неэффективными. В результате индивид, не выработав умение принимать решение, брать на себя ответственность, стремиться к собственному развитию, так и не вырастает в полноценную личность.

 

Очевидно, что сложившаяся ситуация заставляет искать пути решения данной проблемы.

Большое влияние на формирование опыта оказало также знакомство с трудами отечественных и зарубежных психологов, в частности, изучение работ Г.А.Цукерман, посвященных саморазвитию подростков, Д.Б. Эльконина о развивающей деятельности, а также других авторов (Подробнее см. раздел "Теоретическая база опыта".).
Другим важным условием стал собственный интерес автора к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с учащимися, навыками организации и осуществления различных видов психологической деятельности, в том числе в сотрудничестве с другими педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер.

 

Становлению данного опыта способствовало то обстоятельство, что автор работает в средней общеобразовательной школе п. Малыгино, администрация которой заинтересована в работе психологической службы.

 

Основная цель работы Малыгинской школы сегодня - "Развитие гармоничной, всесторонне развитой личности, способной к творчеству и самоопределению ".

Автор, будучи школьным психологом, который призван быть помощником в школе на любом уровне, сформулировала цель своей работы так:

" Помощь в создании условий для развития успешной личности каждого школьника".

 

Система этой работы, как педагога - психолога , представлена в таблице. (См приложение №1 )