Цель педагогической деятельности согласуется с требованиями государственного стандарта по предметам и реализуется через формирование культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности, представления о связях языка с национальными традициями народа. Без языка невозможно освоить мир уже потому, что исторический опыт поколения запечатлен на 90% в языковой форме.

Поэтому главная задача преподавания - научить ребенка осваивать и "переживать" слово в соответствии с его духовным содержанием, воспитывать бережное, благоговейное отношение к слову, к русской классической литературе как искусству слова, сокровищнице духовных ценностей.

 

С этой целью

1. расширено содержание учебного материала за счёт включения церковнославянских текстов (Священного Писания, агиографических текстов и т.д.) (см. Приложение № 3);

2. использован широкий культурологический фоновый материал для исторического комментария языковых явлений: преподавание опирается на прецедентные тексты культуры, как вербальные (словесные), так и тексты других видов искусства (см. Приложение № 5);

3. тексты художественной литературы 19 века анализируются с точки зрения авторского мировоззрения; практикуется мотивный анализ произведения (см. Приложение № 6);

4. последовательно осуществляется принцип интеграции предметов гуманитарного цикла (см. Приложение №1 - интегрированные уроки истории и литературы);

5. интеграции урочной и внеклассной работы (см. Приложение № 2 - сценарий праздника "День славянской письменности и культуры);

6. активно используются воспитательные возможности литературного краеведения (см. Приложения №№ 4, 7).

По известным подсчётам академиков Л.В. Щербы и А.А. Шахматова, более 55% всех элементов русского литературного языка восходят к языку церковнославянскому. Поэтому освоение и осознание учащимися закономерностей развития современного русского языка через изучение церковнославянского осуществляется как на уроках русского языка и литературы, так и на занятиях кружка по основам православной культуры. Главное - научить детей основополагающие слова нашей речи освоить в соответствии с их духовным содержанием.

Работая над культурными концептами Родина, мать, вечность, долг и др., через методы наблюдения, сопоставления, обращение к этимологическому словарю на уроках русского языка постигаем духовный смысл слова, осознаем главное, с чем связана наша жизнь, наше будущее. Например, коренное слово род, означающее как "дающий жизнь", так и "жизнь продолжающий" (слова этого корня несут светлое, доброе начало) с приставкой на, означающей стремление ввысь, внутрь, к сердцу, образует слово народ. Хоровод светлых слов рождается из этого корня. Говорим родимый (род - имый, имущий) и знаем - дорогой, близкий сердцу. Произносим родник, и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-земли текущий ручей. Скажем Родина - мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна. Когда употребим приставку со значением отторжения, отвержения, слово, составленное с нашим "добрым" корнем, получит смысл почти бранный: выродок, отродье. Или жалкое: урод, безродный. Так язык подсказывает нам: идти к добру - значит идти к народу. Первостепенная задача - воспитывать отношение к слову как великому дару и одновременно - к силе и оружию. А это значит отличать слово, употребленное во благо (светлое, просвещающее, созидающее), от слова, употребляемого во зло (темное, разрушающее). Это значит уметь противостоять суесловию, слову лицемерному, лживому, несущему зло.

Одухотворенный русский язык - душа России, её святыня. Судьба наша - в словах, нами произносимых. Вот почему в преподавании языка делается акцент именно на исторические процессы, происходящие в нем; с опорой на сходство старославянского и русского языка привлекается материал исторической грамматики для иллюстрации языковых явлений. Например, безобидный языковой факт синхронии - отсутствие лица у глаголов прошедшего времени. Однако он, как показал опыт работы, вызывает у детей затруднение. Дело в том, что глагол имеет лицо. Это правило дети распространяют на все глагольные формы, в том числе и на формы прошедшего времени. Как объяснить детям отсутствие лица в прошедшем времени? Можно просто запомнить. Но многолетний опыт подсказал непродуктивность запоминания в данной ситуации, только после объяснения утраты лица глаголом прошедшего времени с точки зрения диахронии (истории языка) дети безошибочно стали выполнять морфологический разбор глагольных форм.

Для правильного написания сочетаний -оло-, -оро-, в корне слова знакомимся с явлением полногласие - неполногласие (голова - глава, здоровый - здравый). Появление суффикса -ен- в формах косвенных падежей имен существительных на мя объясняем утратой звука (юс малый) / е /, потерявший призвук / н / в открытом слоге; чередование согласных в корне свет- (свеча - освещать) влиянием старославянского языка на наш язык (см. Приложение № 3).

Существуют иные возможности применения церковнославянского языка на уроках русского языка и литературы, к примеру, через введение фрагмента текста в виде пословицы или слов из Священного Писания, записанных кириллицей в качестве эпиграфа к уроку или цитаты. С введением церковнославянского элемента появляется возможность взглянуть на язык со стороны, возможность сравнить и сопоставить языковые явления на всех уровнях языка - от фонетики до синтаксиса. Используя принцип "от простого к сложному", предлагаем тексты русских пословиц, записанных кириллицей:

ЧТИ ОТЦА И МАТЕРЬ СВОЮ

ДРУГОМУ ПОЖЕЛАЕШЬ - САМЪ ПОЛУЧИШЬ

 

Освоив чтение, можно переходить к наблюдениям за языком, используя краткие изречения, отличающиеся от норм современного русского языка формой слов, лексикой, синтаксисом, Нравственный закон, запечатленный в строках Священного Писания, удивительно точно отражается и в народных пословицах:

- "Какова мать, такова и дочь".

- "Сейте в себе правду и пожнете в себе милость".

- "Кто радуется несчастью, тот не останется не наказанным".

- "Устами лицемер губит ближнего своего".

 

Таким образом, уроки русского языка и литературы дают возможность, не выходя за пределы школьной программы, привлекать богатейший материал церковнославянского языка:

1) объяснять правила русской орфографии, используя интегрированный метод преподавания;

2) обогащать словарный запас и доносить всевозможные оттенки лексического значения слова, обращаясь к славянской лексике;

3) развивать внимание и интерес к языку, предлагая учащимся церковнославянские изречения в качестве эпиграфа к уроку.

 

Подход к фактам языка не только с точки зрения синхронии, но и диахронии способствует глубокому пониманию языковой системы, отражает её многовековую эволюцию. Развивая культуроведческую компетенцию, развиваем память, учимся работать с этимологическим и другими словарями, чтобы постоянно пополнять свой духовный и культурный запас.

Обогащению духовного мира подростка способствует и комплексный анализ текста, включающий в себя ключевые понятия православной культуры (культурные концепты): дом, храм, семья, долг, честь, любовь, смирение, красота и другие.

В нашей школе им. В.А. Солоухина приоритетным направлением является литературное краеведение, поэтому используются тексты писателей-земляков: "Покров на Нерли" (С.В. Ларин), "Быт и уклад патриархальной семьи" (В.А. Солоухин) и другие (см. Приложение № 4).

Это расширяет представления учащихся о своей малой родине, о связях родной земли с жизнью всей страны, формирует духовно-нравственные качества личности. Используем для комплексного анализа фрагменты текстов из святоотеческих преданий, Священного Писания. Например, расширяет понятие любви анализ библейских слов из 1-го Послания к Корфинянам (13: 4-13) святого апостола Павла: "Любовь долготерпит, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но "любовь из них больше".
Воспитанию у учащихся высокого духа, любви к своему народу, Родине, осознанию ими своей личности как неотъемлемой части народа способствует включение в учебный процесс произведений живописи. Именно при работе с жанровой картиной на уроках русского языка происходит осмысление культурных концептов: красоты, любви, веры, памяти, храма (при описании картины С Герасимова "Церковь Покрова на Нерли"), сострадания (В.Г. Перов, "Тройка"), духа, святого, преподобного, долга , Чуда, Руси (М.В. Нестеров, "Видение отроку Варфоломею"); печали, скорби, молитвы, надежды, Родины, матери (Ю.Ракша, "Проводы ополчения"); души, совести, искушения, Спасителя (при описании картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне").

Важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре народа является культуроведческий текст, разновидностью которого можно считать искусстведческий текст, созданный художником, искусствоведом, педагогом. Работа по картине и искусствоведческому тексту позволяет естественным путем интегрировать язык искусства и родную речь, усилить эмоционально-нравственное воздействие на язык (см. Приложение № 5).

Новый подход к литературе как искусству слова, сокровищнице духовных ценностей заставляет по-иному смотреть на произведения русской классики, генетически связанной с Православием. Не случайно философ М.А. Бердяев писал: "…Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавление от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира, в самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем писатели отступают от христианской веры".

Наша литература отразила в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души, опыт веры и опыт безверия.

Включение в программу по литературе Библейских текстов, агиографии (церковно-житийной литературы) заставляет серьёзно заниматься изучением духовной культуры, чтобы постичь, понять, почему герой древнерусского жития Серафим Саровский, Сергий Радонежский отправлялись в лесную глушь, в уединение, в пустынь, отчего пушкинский пророк оказался в пустыне, зачем в романах Достоевского звучат евангельские притчи.

В Древней Руси было особое отношение к слову. Оно воспринималось как величайшая тайна, как дар, данный человеку от Бога: "В начале было Слово, и Слово было у Бога , и Слово было Бог…". Наша древнерусская литература исходила из тех понятий о творчестве, которые были сформулированы ещё апостолами: во-первых, литургичность, что в переводе с греческого означает "исполнение общественного долга; служба, служение, в том числе и богослужение (это означает, что служение словом есть прежде всего долг); во- вторых ,- благодатность, то есть словесное творчество всегда есть со-творчество с Богом - Словом, а не самовыражение; в-третьих, - молитвенность ("И, по молитве их поколебалось место, где они были собраны , и исполнились все Духа Святаго и говорили Слово Божия с дерзновением" - Деяния . 4, 31); в-четвертых , - исповедальность; в-пятых, - теогностичность (это стремление к богопознанию, а богосознание - путь к спасению, поэтому древнерусская литература и спасительна, и поучительна)".

Изучение древнерусской литературы помогает понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, в каком русле протекал литературный процесс, как одно направление сменяло другое, как утрачивались некоторые из перечисленных признаков, и литература начинала приобретать светские черты.
Без знаний этой далекой традиции не разобраться в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", не понять героев Н. Лескова, А. Платонова, почему всю жизнь странствовал Н.В. Гоголь и его герои по свету, отчего в тяжелые минуты жизни пустился в путь Достоевский, а перед кончиной оставил дом, родных Л.Н. Толстой и отправился в дорогу. Долгие годы социологический метод в преподавании литературы сдерживал учителя и приводил к разрушению смысла произведения и эстетического идеала писателя. Сейчас осознаешь это и чувствуешь большую ответственность за каждое слово, произнесенное на уроке, ибо литература, как никакой другой предмет, воздействует на духовную сферу человека. Поэтому и уроки чаще всего носят проблемный характер, побуждают подростка задуматься над вопросами: почему, зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли действительно у меня та цель, которая даст смысл всей моей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины. Этими вопросами завершаем изучение произведений русской классики.

Все герои русской литературы: и Онегин , и Печорин, и Обломов, и Безухов - без конца мучили себя, чтобы понять своё предназначение, свое место в жизни, свой путь в этом мире. Русского человека всегда отличало состояние духа, ясное ощущение того, что есть на свете нечто большее, чем свое благополучие, своя жизнь(изображение народа и передовой части дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого)

"Нет выше чести, чем жизнь отдать за други своя" . Эти слова А. Невского, причисленного к лику святых, были одинаково понятны и Л.Н. Толстому и А.М. Горькому ("и пусть ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь "живым примером" - " Песня о Соколе").

Одна из главных задач современного преподавания уроков литературы - добиться известной полноты восприятия личности и творчества поэта, писателя, публициста, драматурга как 19, так 20 веков.

Главное - научить думать душой, чувствовать по-человечески, переживать, духовно осознавая мир с высоты исторически сложившихся национально-государственных ценностей.

Наряду с проблемным анализом широко практикуется на уроках литературы лингвистический с историко-культурным подходом. Примером этого может служить спорное стихотворение А.С. Пушкина "Поэт и толпа" (1828 г.), наиболее ярко отразившее понимание представления о человеке как духовной личности, имеющей образ и подобие Божие (см. Приложение № 6).

Рассмотрение произведений с точки зрения христианских ценностей позволяет по-новому оценить творчество писателей 20 века: А.М. Горького, А. Фадеева, М.М.Шолохова и других. Восприятию и осмыслению этих ценностей способствует мотивный анализ произведения.

Есть в русской литературе мотивы и образы знаковые, ключевые, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные , обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе XIX и особенно XX века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но и как быт и стиль жизни, надежный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи.

А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской традиции, литературе. Тем более в последнее время смысл слова заметно расширился. Выражения "Наш общий дом","Русский дом", "Общеевропейский дом" , "Мировой дом" стали привычными штампами.

"Счастлив дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях , дети почитают родителей! Там благодать Господня ("Слово Иоанна Златоуста). Эти слова звучат на страницах повести "Лето Господне" И. Шмелева, творчество которого занимает достойное место на уроках литературы, русского языка и во внеклассной работе: "Лето Господне - это ярчайшая и подробнейшая иллюстрация российской жизни начала XX века. Как написал литературовед Олег Михайлов: "Книга служит глубинному познанию России, её корневой системы, пробуждению любви к нашим праотцам". Читая её, постигаешь традиции православной Руси, проникаешься исконным российским духом, а это так важно сейчас, когда пытаемся восстановить утраченные духовные ценности, а в славном прошлом ищем поддержку благим делам.

Идеалом Шмелева была святая Русь, он любовью воскрешает её образы. Не случайно И.А. Ильин, посвятив писателю свои труды, писал: " Книга трепетная и молитвенная , поющая и благоухающая". Впервые в истории русской литературы художественное время произведения строится на основе церковного календаря: оно циклично и воплощает идею вечного возвращения; в тексте повести следуют друг за другом описания великих и двунадесятых праздников, праздников в честь святых и праздников, связанных с чтимыми иконами.

 

При изучении творчества писателя делю уроки на 3 цикла:

1-2 уроки - лекция о И.Шмелеве как писателе и человеке, дается обзор его творчества;

3-4 уроки - "Становление детской души, постижение духа православной веры". Используем художественный пересказ, лингвистический анализ, выборочное чтение, характеристику героя, словесное рисование и др.

5-6 уроки. "Духовная память народа на страницах повести". Смысл заглавия произведения.

 

На уроках обобщения учащиеся постигают глубинный смысл названия произведения "Лето Господне" не только как обозначение церковного года, но и в то же время знак проявления Божественной благодати. И как писал сам И.С. Шмелев, это символический "образ счастливого для искупленного человечества Царства Христова". В отношении же к тексту повести Шмелева, создавшейся в эмиграции, это название приобретает дополнительный смысл: "благоприятный" период жизни православной Руси, сохранявшей с точки зрения автора, веру, дух любви, мудрое терпение и красоту патриархального уклада, период, совпавший с детством повествователя, которое он, будучи в разлуке с Родиной, воскрешает силой благодарной памяти. Завершается работа по творчеству тестом и сочинениями учащихся.

"Лето Господне - своеобразная энциклопедия обычаев, связанных с церковными и народными праздниками , которые описываются "из сердечной глубины верующего ребенка". Поэтому при изучении христианских праздников на занятиях кружка по основам православной культуры с 5 класса знакомимся с главами этого произведения, постигаем тот Божественный "свет" очищения, преображения, являющийся ключевым словом на страницах произведения.
Глубинному осмыслению художественного произведения, его духовных ценностей формирующих душу подростка, способствуют интегрированные уроки, которые проводятся совместно с учителем истории в старших классах: "Слово о полку Игореве как духовный памятник культуры и исторический документ феодальной раздробленности Руси" (10 класс); "Гражданская война глазами писателя, историка, философа" (на материале романа М.А. Булгакова "Белая гвардия", исторического документа, статьи И.А. Ильина "Белая идея") (см. Приложение№ 1).

Привитию интереса к культуре родной земли способствуют занятия кружка по литературному краеведению, который ведутся в школе и ЦДЮТ много лет по авторской программе ( см. Приложение№7). Через творчество писателей-земляков, большую поисковую и исследовательскую работу открываем многообразие окружающего нас мира, духовные ценности родной земли.

В школе сложились литературные традиции - недели книг С.В. Ларина, С.К. Никитина , А.И. Шлыгина, В.А. Солоухина, Н.Д. Сидорова, чье творчество изучается на уроках внеклассного чтения. Много лет существует тесная связь с областной писательской организацией, проводятся совместно литературные вечера, презентации новых книг А.И. Карышева С.И. Барановой Н.И. Ковалевского и других.

В 1998 году школе присвоено имя Владимира Алексеевича Солоухина. 4 апреля проводим День Памяти писателя, который начинается с Вахты Памяти, поездки на могилу в с. Алепино (нами разработан маршрут экскурсии в Алепино, ежегодно краеведы знакомят учащихся и гостей школы с родиной писателя-земляка). День Памяти завершается ставшим тоже давно традиционным литературно-музыкальным салоном, посвященным творчеству В.А. Солоухина.
Тематика салонов разнообразна: "Жить на земле - душой стремиться в небо", "Путешествие по "Владимирским проселкам", "Духовные центры родной земли" ( на материале "Черных досок В.А. Солоухина")

Ежегодно принимаем участие в областном Солоухинском празднике 14 июня на родине писателя. Краеведы поработали на восстановлении храма Покрова Божией Матери в с. Алепино, выступили инициаторами по увековечению памяти Сергея Васильевича Ларина в названии одной из улиц города Собинки.

Основные виды кружковой деятельности: посещение музеев, мест, связанных с жизнью и творчеством писателей родной земли, работа в областном архиве и областной библиотеке, встречи с писателями и поэтами, распространение и презентация их книг, выступление на страницах газет "Доверие" , "Голос писателя", написание рефератов, исследовательских работ - расширяют кругозор подростка, приобщают к духовной культуре.
Авторская программа факультативного курса "Литература родного края" для 8-11 классов способствует становлению духовного мира детей, привитию любви к литературе родного края, любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, а с любви к родной земле, её истории, культуры начинается любовь к своей стране.

С учащимися 6 класса второй год занимаемся основами православной культуры по программе ВИПКРО, разработанной лабораторией "Русская школа как система воспитания и образования". Курс, введенный в учебно-воспитательный процесс школы, формирует у ребенка важнейшие качества личности: любовь, уважение, милосердие, терпимость, сострадание, а также способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к православным традициям родной земли, помогает осознать уникальность своей личности. Программа построена на принципах доступности, последовательности, связи уровня знаний с уровнем духовно- нравственного развития школьника.

При изучении библейских историй используем репродукции икон, иллюстраций, отражающих библейские сюжеты. Построение занятий кружка по закону искусства способствует привитию интереса к православной культуре и её истокам.

Занятие по темам "Православный храм" и "Православные праздники" проводим в Свято-Троицком Храме села Арбузова Собинского района, который имеет удивительную историю и является памятником духовной культуры. Он заложен 177 лет назад на месте деревянного, по преданию, построенного женой Димитрия Донского Ефросиньей в честь победы в Куликовской битве. Эти земли в глубинке Владимирского края принадлежали ей. Именно в этом храме дети приняли участие в престольном празднике Покрова Божией Матери, крестном ходе, познакомились с особенностями храмового искусства .

Разделу "Азбука и первые книги" уделяем особое внимание, так как все удивительные черты русского характера, культуры, идеологии формировались на основе слова славянского. Для быстрого усвоения славянского языка используем прописи, помогающие овладеть чтением и письмом. Полученные знания и умения находят отражение на уроках русского языка и литературы. Кружковые занятия по православной культуре стали основой для часа духовности, который ежемесячно проходит во всех классах школы и посвящен светочам духовной культуры: Андрею Боголюбскому, Александру Невскому Петру и Февронии Муромским, Иулиании Лазаревской, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим .

Вместе с детьми побывали в паломнических поездках: в Боголюбово, Сергиевом Посаде, Владимире, Суздале, Муроме, где покоятся мощи святых.

Сложилась в школе и добрая традиция проводить праздники Рождества Христова, Жен-мироносиц, День славянской письменности и культуры, гостями которых бывают родители (см. Приложение № 2 "День славянской письменности и культуры".)