Процессуальные результаты.

 

В ходе знакомства учащихся с разными областями и предметами изучения состоялся выбор ими определенной сферы профессиональной деятельности. Здесь имеются в виду как разные учебные дисциплины, так и варианты углубления специальных литературных навыков.

Ученики, включенные в систему развития одаренности, уже сделали свой профессиональный выбор к началу 10 класса. Конечно, не все - филологический.

Габуния Нино, Никабадзе Кристина мечтают найти себя в медицине, Миронова Маргарита станет тренером или спортивным врачом. Эти ученицы углубляют знания по химии и биологии, но в их успехах (победе в экологической научно-практической конференции о. Муром, в окружной научно-практической конференции "Дорога к знаниям" (секция химии, биологии, физики) свою роль сыграла система развития одаренности по русскому языку и литературе, обучение этапам работы над исследованием и его защитой, проектная деятельность. Данные учащиеся продолжают увлеченно участвовать и в мероприятиях филологической направленности. Для этих учениц с целью совмещения занятий литературой и становления допрофессиональной компетенции разработан и апробирован элективный курс "Образ врача в русской литературе 19 - 20 веков".

Шишкин Максим решил стать инженером-энергетиком, но это не мешает ему проводить литературные лектории, продуктивно участвовать в окружном конкурсе письма. Предметная практика, занятия в секции НОШ способствовали успехам ученика в области математики.

Карамашев Алексей уже в 9 классе выбрал профессию музыканта, что не увело его от участия в системе литературного образования: он был бессменным участником литературно-музыкальных композиций, блестяще защитил реферат по предмету на итоговой аттестации за курс основной школы.

Иоффе Софья обучается дизайнерскому искусству, но в школе реализовала талант режиссера драматических спектаклей, вдохновенно декламировала стихи на поэтических вечерах.

Исполнительской одаренностью оказались наделены Горшунова Анна, Брюханов Дмитрий, Очеретин Алексей, Смяткин Павел; развили аналитическое мышление, исследовательскую культуру Долибожко Алина, Миронова Маргарита; творческой одаренностью по результатам деятельности отличаются Гусева Катя, Тигина Юля, Ларина Алена, Цомаева Ксения.

Последняя группа учениц обладает универсальной (специальной) литературной одаренностью, но каждая из девушек имеет предпочитаемые виды деятельности:

Ларина Алена выбрала журналистику и поэзию. Мечтает стать журналистом.

Гусева Екатерина имеет сформированные исследовательские способности, направленность на литературоведческий анализ. Выбрала филологический факультет.

Тигина Юлия не знает равных в лингвистической компетенции, успешно раскрывает загадки языка, в том числе на олимпиадах. Хочет быть экономистом.

Цомаева Ксения отличается оригинальностью личностного прочтения произведения и неповторимым стилем творческих работ. Найдет себя в архитектуре.

Все они прошли обучение методологической компетенции, т.е. освоили программу специального развития мышления (см. планы работы секции русского языка и литературы НОШ и программы индивидуального развития).

Иерархия путей развития одаренности способствовала успешности завершения самостоятельных исследований.

 

2005 год - блестяще на итоговой аттестации защищены рефераты по литературе "Образ Емельяна Пугачева в русской литературе 19 - 20 веков" (автор - ученик 9 класса Карамашев Алексей);

"Фантастика и реальность в повестях Н. В. Гоголя" (автор - ученица 9 класса Гусева Екатерина);

"Образ Петербурга в произведениях русской классики 19 века" (автор - ученица 9 класса Долибожко Алина);

"Милый женский идеал на страницах произведений А. С. Пушкина и И. С. Тургенева" (автор - ученица 9 класса Тигина Юлия).

 

В 2006 - 2007 учебном году готовятся к защите рефераты:

"Образ Родины в поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока и С. А. Есенина" (автор - ученица 11 класса Никабадзе Кристина)

"Новаторство и традиция в развитии темы дуэли на страницах русской литературы 19 - 20 веков" (автор - ученица 11 класса Гусева Екатерина)

"Мотив сна в произведениях писателей 19 века" (автор - ученица 11 класса Тигина Юлия)

"Функция эпизодов бала в русской литературе 19 века" (автор - ученица 11 класса Ларина Алена)

"Развитие темы "маленького человека" в русской классике 19 века" (автор - ученица 11 класса Долибожко Алина).
Об успехе в самостоятельном исследовании творческих задач говорит активность участия ребят в различных конкурсах и олимпиадах. Здесь важную роль играют независимые олимпиады техникумов, вузов, т.к. на них нет жестких рамок отбора, стартовая площадка раскрытия творческих возможностей дается всем желающим ("Эйдос", эссе).

В течение 6 лет попробовали силы в разнообразных городских конкурсах сочинений Тигина Юлия, Гусева Екатерина, Миронова Маргарита (конкурс сочинений к Дню матери), Долибожко Алина ("Семейный альбом"), Ларина Алена ("Если бы я была президентом Молодежного парламента");

- конкурсе письма Молодежного парламента (Брюханов Дима, Габуния Нино, Гусева Катя, Тигина Юля - "Письмо Бушу"); Почты России (Шишкин Максим; Никабадзе Кристина - письмо другу; Тигина Юлия - письмо ветерану);

- в олимпиадах Муромского техникума электронного приборостроения - Гусарова Жанна, Гусева Катя, Тигина Юля, Смолова Катя, Кузьмин Дима;

- в электронной эвристической олимпиаде по литературе центра ЭЙДОС - Гусева Катя, Ларина Алена, Тигина Юля, Цомаева Ксения;

- в окружной научно-практической конференции "Дорога к знаниям" (секция русского языка и литературы) - Тигина Юлия, Гусева Екатерина;

- в городской конференции "Юность. Культура. Отечество" - Никабадзе Кристина;

- в международной лингвистической игре "Русский медвежонок" Гусева Екатерина, Горшунова Анна, Киреева Анастасия, Тигина Юлия, Пажин Денис, Миронова Маргарита, Цомаева Ксения, Панова Василиса, Шишкин Максим;
- в окружном конкурсе "Ученик года - 2006" - Тигина Юлия.

 

Секция русского языка и литературы по традиции представляла общество на окружном смотре-конкурсе, где в разных номинациях в течение 3 лет мы становились лауреатами.

 

Качественные результаты следующие.

За 6 лет обучения в классе выросло

2 лауреата городских конкурсов сочинений (Тигина Ю., Долибожко А.),

2 лауреата окружного конкурса письма (Шишкин М., Никабадзе К.),

победитель и призер городских олимпиад по русскому языку и литературе (Тигина Ю., Гусарова Ж.),

дипломат городской научно-практической конференции "Дорога к знаниям" (Гусева К.),

лауреаты олимпиад по русскому языку ССУЗа (Гусарова Ж., Тигина Ю., Гусева К.),

победитель олимпиад других гуманитарных дисциплин (Гусева К.),

журналисты городских газет "Новая провинция", "Переходный возраст" (Ларина А., Пивоварова В.),

поэт - Ларина А., творчество которой опубликовано в поэтическом альманахе "Открытия" (г. Новокузнецк).

 

Таким образом, опыт обеспечивает объективно высокие результаты когнитивного развития учащихся, о чем, в частности, свидетельствуют продукты их учебной деятельности.

 

Анализ анкет Люшера дает основания говорить об успешности социально-психологического развития учащихся Приведем данные по 2 одаренным учащимся.

 

Миронова Маргарита

 

Легкое вживание в разные социальные роли, повышенная потребность в признании, актуализация лидерских тенденций, упорство в преодолении трудностей, напряженность и чувство соперничества, стремление к бесконфликтному общению, повышенное чувство независимости, потребность в свободе принятия решений и действий, сугубо индивидуальный способ реализации.

 

Гусева Екатерина

 

Активность позиции, высокая мотивация достижения, стремление к доминированию, целенаправленность действия, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску, оптимистичность, выраженная общительность, поиски новых контактов и сфер интересов, стремление упрочить свою позицию, самостоятельность, потребность в независимости.

 

Похожие характеристики других учеников говорят о наличии лидерских тенденций, потенциальной возможности состояться в личном и профессиональном планах.

 

В процессе реализации опыта возникли объективные проблемы, требующие дальнейшего решения.

 

При высоком социально-личностном развитии одаренных учеников многие из них подвержены эмоциональной неустойчивости, что свойственно талантливым людям. При этом часть педагогов негуманитарных дисциплин, увидев результаты исследовательской детей, имеющих общую одаренность, стала активно эксплуатировать их способности, невзирая на притязания учеников, стойкость их выбора. Ребенок (одаренный) стал не целью, а средством в достижении профессиональных результатов. В итоге часть одаренных учащихся, обладающих филологической одаренностью, испытывает психологический стресс от давления взрослых, часть приобретает черты конформизма, подневольно участвуя в альтернативных олимпиадах и факультативах, при этом понимая, что они не понадобятся в допрофессиональном становлении. Это первоочередная проблема психологической службы школы.

 

2-я трудность - девальвация престижности исследовательской деятельности при грядущей отмене вариативных форм итоговой аттестации учащегося и переходе к ЕГЭ. Это государственная проблема.

 

В целом же представленный опыт подтверждает возможность всестороннего развития филологически одаренных учащихся в системе интеграции урочной и внеклассной деятельности.