I этап.

 

На медико-психолого-педагогическом консилиуме школы обсуждаются условия и история развития учащихся 5 классов в семье, их интересы и увлечения. Уже здесь, согласно 5-ифакторной модели Танненбаума, берутся во внимание для выстраивания совместной деятельности с ребенком не только его общие и специальные способности, но и личностные, волевые особенности, а также стимулирующее окружение семьи и ближайшего социума.

На этом этапе совершается номинация кандидатов в одаренные.

Начальный этап в развитии одаренности приходится в предлагаемой системе на совместное обучение. Здесь, во-первых, проводится комплексное обследование ученика, во-вторых, закладываются основы его образовательной траектории.

На начальном этапе урок строится так, чтобы наблюдение над учебными действиями школьников дало материал для анализа возможности развития специальной одаренности и информацию о предпочитаемых видах работы.
Основой для проявления интеллектуальных и личностных качеств ученика в предметной деятельности стал жанровый принцип преподавания литературы по программе А.Г. Кутузова, сама структура которой ориентирована на сферу когнитивного развития. Формы творческих практикумов, читательских конференций, являющиеся структурообразующими принципами программы, дают возможность:

- углубить и абстрагировать материал;

- обеспечить паритет заданий дивергентного и конвергентного типов (проводится системный анализ образа литературного героя, самостоятельные исследования, основанные на частично-поисковом методе, анализе данных);

- усилить доминирование развивающих возможностей учебного материала применительно к его информационной насыщенности;

- заложить основы практического использования продуктивного мышления детей.

Здесь же выполняется главное условие, за счет которого происходит максимальное расширение круга интересов, - учебно-познавательная деятельность осуществляется по запросам детей.

При выполнении заданного алгоритма становится максимально объективной оценка учащегося сверстниками с помощью опросников и самооценка способностей, мотиваций, интересов, успехов.

Анкета "Сам себе учитель" диагностирует возможности руководить товарищами, распределять задания, придумывать их, подчинять работу целям урока и объективно оценивать ее.

На данный период актуальными являются традиционная форма эвристической беседы, позволяющая включиться в диалог, и групповая работа.

 

Групповая работа на начальном этапе с точки зрения творческого развития

- закладывает основы исследовательской практики;

- ориентирует на интеллектуальную инициативу;

- способствует неприятию конформизма.

 

В сфере аффективного развития достигается

- максимально глубокая проработка проблемы;

- концентрация внимания;

- самостоятельность учебной деятельности;

- формирование способности к критичности и лояльности оценки идей (в ходе анализа результатов);

- ориентация на соревновательность;

- актуализация лидерских возможностей.

 

В организационно-педагогической сфере

- происходит информационное обогащение среды;

- гибко используется время;

- сочетается индивидуальная деятельность с коллективными формами.

 

Чаще объединение в группы сменного состава происходит на основании предпочтительности для ребенка одного из видов деятельности (исполнительской, аналитической, творческой). Здесь не один работает за всех, а все решают разными средствами общую учебную задачу.

 

В эвристических беседах наблюдение над проявлениями одаренности строится с использованием приемов провокации, столкновения альтернативных точек зрения, включения ситуаций выбора, альтернативных вопросов.

По мере накопления материала наблюдений возрастает доля индивидуальных опережающих заданий. Так, от диалога постепенно переходим к монологу, чтобы затем организовать диалог на более высоком уровне.

К групповой работе по целям и задачам в плане развития учащихся примыкает их проектная деятельность, основанная на индивидуализации обучения. Опыт показывает: к проектной деятельности с соблюдением правил планирования, исследования, получения его результатов, презентацией и оцениванием способны учащиеся, часть которых целенаправленно занимается НИД в рамках НОШ.

Система работы по программе А.Г. Кутузова изначально ориентирована на проектную деятельность: пятый из типов уроков - итоговая читательская конференция - наиболее оптимально проходит как реализация итоговых проектов.

Становится очевидной необходимость оценки способности одаренного учащегося к НИД на основании продуктов его творческой деятельности.

 

II этап - диагностический.

 

Продукты интеллектуальной деятельности оценивает сам педагог, но в данном случае важно зафиксировать уровень психо-социального развития, потому требуется обследование психолога. Из имеющихся методик (МЭДИС, КFТ, Гилфрода, Торренса и др.) мы взяли применительно к собственной системе тест Люшера, как оптимальный не только для выявления способностей, но и их дальнейшего развития. Данные исследования закладываются и в основу психолого-педагогической характеристики при составлении программы индивидуального развития одаренных учащихся.

 

III этап - организационный

- приобщение учеников к исследовательской деятельности через предметную практику. У этой формы обогащения содержания образования одаренных учащихся две функции:

 

- подготовка к вступлению в НОШ и формам сбора и обработки информации (5 - 7 классы);

- выбор темы индивидуального исследования и составление плана его реализации (8 - 10 классы).

 

В школе II ступени, когда идет активное обучение русскому языку, на предметную практику выносятся задания по лексикологии, лексикографии, морфемике. Работа со словарями обогащает не только содержание обучения русскому языку, но и способствует формированию методологической компетенции, совершенствованию навыков работы с источниками. На учащихся, проявивших способности к исследовательской работе, составляются программы индивидуального обучения. Программы определяют траекторию развития как одного одаренного ученика, так и микрогруппы. В зависимости от интересов ученика осуществляется целеполагание, выбирается тема.

В 2001-2002 учебном году акцент был сделан на систематизацию и углубление знаний, умений и навыков по фонетике, лексике и стилистике, так как дифференциация позволила сформировать надпредметные ЗУНы по другим разделам (морфемике, морфологии, орфографии) в системе уроков (совместного обучения) по программе М.М. Разумовской и П.И. Леканта.

В 6 классе пришла новая ученица, комплексная оценка которой, выявила ярко выраженную лингвистическую одаренность. Контроль обнаружил проблему в системности знаний, вызванную необходимостью перехода от программы Бабайцевой к программе Разумовской. С целью решения противоречия на 7 класс была составлена программа индивидуального обучения по русскому языку, снимающая данную проблему. Успех работы с ребенком ставил задачу продолжения работы с ним. Для 8 класса была создана программа, целью которой стало опережающее обучение по синтаксису сложного предложения. Ускоренное обучение обусловила задача высвобождения в 9 классе времени для системного освоения литературы, где у ученицы наблюдались проблемы, для возможности сдачи экстерном экзамена за курс основной школы. Таким образом, программы индивидуального развития преследует цель не только использовать зону актуального развития, но и скорректировать пробелы становления всех сфер личности ученика.

В 9 классе приоритет в содержании программ отдается либо интеграции русского языка и литературы, либо исследованиям литературоведческого характера (см. программы развития Тигиной Юлии, Гусевой Екатерины).

Следующий шаг в развитии одаренности - деятельность учащегося в составе секции русского языка и литературы научного общества школьников (НОШ). Это самый оптимальный вариант выполнения заявленной цели, если исходить из понятия одаренности как способности к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере деятельности на основе тяготения к творчеству и лидерству. Те виды деятельности, которые одаренные дети избирают на уроках, положены в основу работы секции научного общества, поскольку к видам одаренности относят еще и систему интересов, и широкую познавательную потребность.

Многие исследователи проблемы называют оптимальным временем вступления в НОШ-9-10 класс, но мы придерживаемся позиции Ю.Альтшуллера о варианте системного включения в деятельность НОШ учащихся уже в 5-7 классах. Здесь в полной мере реализуется возможность развить способности в предпочитаемой форме работы, совершенствовать навыки НИД, проектной деятельности, которые сформированы в системе уроков.

Деятельность НОШ реализуется в следующих формах:

а) межсекционных проектах;

б) разработке системы творческих заданий;

в) проведении конкурсов, соревнований, научных конференций;

г) организации спецкурсов;

д) индивидуальных исследовательских работах (рефератах, подготовке лекториев);

е) направлении на предметную практику.

Здесь проявляют себя учащиеся, обладающие творческой и социальной одаренностью.

Проследим за логикой взаимосвязи этапов развития одаренности. Идея концепции - в усложнении требований к результатам на каждой новой ступени.

Урок

 

1."Мой любимый Лермонтов".

Суть задания: Создание альманаха избранных произведений поэта.

 

2.Проект "Созвездие поэтов Золотого века".

Суть задания: Представление творческого портрета одного из поэтов пушкинской плеяды в любой из форм.

Миссия учеников:

- распределение заданий внутри группы;

- уточнение видов деятельности;

- поисковая работа;

- отбор материала;

- форма воплощения;

- выполнение ролевых заданий;

- презентации;

- оценка (самооценка);

Значимость для решения проблемы:

- развитие критического мышления;

- творческой активности;

- синтетических способностей;

- умения достойно представить результат;

- создание копилки дидактических материалов;

- формирование объективной самооценки;

- накопление опыта эмоционально-ценностного отношения

3. Проект - электронная презентация представителей литературных течений рубежа 19 - 20 веков.

Значимость:

- систематизация ЗУН по противоречивым направлениям;

- личностное постижение творчества одного из поэтов обзорных тем;

- попытка ведения "диалога культур";

- целостное восприятие проблемы через интеграцию литературы и информатики, усиление визуального аспекта восприятия;

- систематизация дидактического материала для электронного лектория.

Миссия учеников:

- выбор поэта, героя литературного портрета;

- поиск библиографии;

- отбор информации по теме проекта;

- составление электронной презентации;

- ее представление;

- оценка и самооценка.

 

Элективный курс

 

Индивидуальный проект по теме с опорой на содержание и технологию, освоенную в уроках (см. проект Тигиной Ю. "Почтовая проза" Чехова).

 

Межсекционная деятельность

 

Реализация и презентация интегрированных долгосрочных проектов по социально значимым темам. "Клонирование": за и против". "Нужны ли реформы в армии?". "Как закалялась сталь Сталинграда?". "Тоталитаризм и его жертвы".

Миссия учеников:

- распределение заданий между секциями;

- поиск материала;

- приглашение гостей;

- проведение интервью;

- участие в дискуссии с опорой на компетентные источники;

- подведение итогов;

- издание материалов конференции.

 

Неделя литературы (КТД)

 

Краткосрочный проект единой тематики.

Миссия учеников:

- выпуск бюллетеня;

- назначение ответственных;

- составление заданий;

- проведение конкурсов и подведение их итогов;

- участие в брейн-ринге;

- проведение литературно-музыкальной композиции;

- участие в лекториях;

- консолидация вокруг проекта новых участников секции и педагогов школы.

 

Каждая новая форма обогащения содержания образования одаренных учащихся - пропедевтический этап к последующей.

Например, проект "Избранная лирика Лермонтова" стал отправной точкой для проведения Недели литературы; создания материала выставки, "спровоцировал" углубление интереса к творчеству русского поэта. Проект элективного курса "Почтовая проза Чехова" стал на Неделе, посвященной творчеству писателя, содержанием лектория.

В основе тем исследовательских работ - реализация планов индивидуального развития, которые, в свою очередь, стали продолжением краткосрочных проектов курса 10 класса "Сквозные темы и вечные образы русской литературы".

В технологии научно-исследовательской деятельности 1 этап приходится на мотивацию, 2 - на выбор направлений исследований, 3 - на постановку задачи. В нашем опыте эти 3 этапа ученик, занимающийся реферативной работой, проходит в процессе урочного обучения. Для целостного характера исследования остается преодолеть этапы

- фиксации и предварительной обработки данных;

- обсуждения результатов исследований, выдвижения и проверки гипотез;

- оформления результатов работы;

- ее презентации.

Последний этап (презентация) играет важную роль в формировании психологической готовности к успеху как в узкой творческой аудитории (защита на заседании секции литературы НОШ), так и в широкой (городская научно-практическая конференция (Тигина Ю., Гусева Е.)). Таким образом, школьная научно-практическая конференция становится своеобразной саморекламой достижений учащихся.

Из 5 видов исследовательских работ, выделяемых Леонтовичем, информационно-реферативные и проблемно-реферативные реализуются в рамках массовой работы на предметных Неделях (лектории; выставки по творчеству писателя).

Как реферат для защиты на конференции принимается только исследовательская (творческая) работа, содержащая анализ художественного текста, экспериментальный материал, сопоставление первоисточников и выводы.

Система деятельности с одаренными учащимися, безусловно, способствует развитию их эмоциональной сферы, накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения. Для решения данной задачи применяются формы литературных экскурсий, презентации Дней Науки, вечера Поэзии.

Система дает положительные результаты, дающие основание говорить о ее целесообразности.