Опыт опирается на теорию творческой одаренности Матюшкина - Рензулли. Согласно ей, приоритет в работе с детьми следует отдавать не количественным характеристикам "обогащения содержания образования" в форме ускоренного прохождения традиционных программ и увеличения объема изучаемого материала, а качественным параметрам. К последним дидактика относит
- выбор определенной сферы;
- ориентацию на специальное развитие мышления как основу перехода к сложным познавательным процессам;
- совместное исследование и решение творческих задач в НИД.
При этом первый вид "обогащения" сменяет другой.
В классификации одаренности опираюсь на исследования Б.М. Теплова (специальная - общая виды одаренности) и Рензулли (высокая креативность - высокая мотивизация - уровень способностей выше среднего).
В моем опыте к этим интегральным характеристикам прибавляются выделенные в 5-й факторной модели А. Танненбаума специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные и волевые) и стимулирующее окружение (семья, школа).
В соответствии с указанными теоретическими положениями важнейшими стратегиями развития одаренности стали
- индивидуализация (личностно ориентированное обучение);
- проблематизация (приоритет отдается не знаниям, а методам их усвоения);
- исследовательское обучение (передача ученику инициативы в организации познавательной деятельности).
Для реализации указанных приоритетов использую в организации взаимосвязанных форм работы с одаренными учащимися рекомендации А.И. Савенкова, сформулированные в работе "Детская одаренность и школьное обучение (теоретическая модель обогащения содержания образования)" по гармоничному обеспечению всех сфер развития.
Сфера развития |
Удовлетворение
требованиям |
а) Когнитивное |
- углубление и большая абстрактность
материала; - паритет заданий дивергентного (альтернативного) и конвергентного (однолинейного) характера; - доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; - осуществление учебно-познавательной деятельности по познавательным запросам детей; - сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; - максимальное расширение круга интересов; |
б) Творческое |
- доминирование собственной исследовательской
практики над репродуктивным усвоением
знаний; - ориентация на интеллектуальную инициативу; - неприятие конформизма; |
в) Аффективное |
- максимально глубокая проработка
исследуемой проблемы; - стремление к максимальному уровню совершенствования результатов собственной деятельности (перфекционизм); - стремление к высокой самостоятельности учебной деятельности (поиск знаний, исследование проблемы); - формирование способности к критичности и лояльности оценки идей; - ориентация на соревновательность (умение выигрывать и проигрывать); - актуализация лидерских возможностей (позитивная мотивация); |
г) Организационно-
педагогическая сфера |
- информационное обогащение среды; - гибкость в использовании времени, средств и материалов; - сочетание индивидуальной учебной деятельности с ее коллективными формами. |