Опыт опирается на теорию творческой одаренности Матюшкина - Рензулли. Согласно ей, приоритет в работе с детьми следует отдавать не количественным характеристикам "обогащения содержания образования" в форме ускоренного прохождения традиционных программ и увеличения объема изучаемого материала, а качественным параметрам. К последним дидактика относит

 

- выбор определенной сферы;

- ориентацию на специальное развитие мышления как основу перехода к сложным познавательным процессам;

- совместное исследование и решение творческих задач в НИД.

 

При этом первый вид "обогащения" сменяет другой.

В классификации одаренности опираюсь на исследования Б.М. Теплова (специальная - общая виды одаренности) и Рензулли (высокая креативность - высокая мотивизация - уровень способностей выше среднего).

 

В моем опыте к этим интегральным характеристикам прибавляются выделенные в 5-й факторной модели А. Танненбаума специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные и волевые) и стимулирующее окружение (семья, школа).

 

В соответствии с указанными теоретическими положениями важнейшими стратегиями развития одаренности стали

- индивидуализация (личностно ориентированное обучение);

- проблематизация (приоритет отдается не знаниям, а методам их усвоения);

- исследовательское обучение (передача ученику инициативы в организации познавательной деятельности).

 

Для реализации указанных приоритетов использую в организации взаимосвязанных форм работы с одаренными учащимися рекомендации А.И. Савенкова, сформулированные в работе "Детская одаренность и школьное обучение (теоретическая модель обогащения содержания образования)" по гармоничному обеспечению всех сфер развития.

 

Сфера развития
Удовлетворение требованиям
а) Когнитивное
- углубление и большая абстрактность материала;
- паритет заданий дивергентного (альтернативного) и конвергентного (однолинейного) характера;
- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- осуществление учебно-познавательной деятельности по познавательным запросам детей;
- сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- максимальное расширение круга интересов;
б) Творческое
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу;
- неприятие конформизма;
в) Аффективное
- максимально глубокая проработка исследуемой проблемы;
- стремление к максимальному уровню совершенствования результатов собственной деятельности (перфекционизм);
- стремление к высокой самостоятельности учебной деятельности (поиск знаний, исследование проблемы);
- формирование способности к критичности и лояльности оценки идей;
- ориентация на соревновательность (умение выигрывать и проигрывать);
- актуализация лидерских возможностей (позитивная мотивация);
г) Организационно- педагогическая сфера
- информационное обогащение среды;
- гибкость в использовании времени, средств и материалов;
- сочетание индивидуальной учебной деятельности с ее коллективными формами.