Школьный курс математики дает большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся на уроках.

 

Элементам исследовательской деятельности начинаю обучать уже с 5-6-го класса, когда ребята учатся выделять характеристический признак, на основании которого проводят классификацию. С 7-го класса эта работа усложняется по мере освоения учениками этапов исследования. По приведённой выше схеме проводится изучение тем 7 класса: "Равнобедренный треугольник", "Равносторонние треугольники", "Прямоугольные треугольники". Ребята усваивают этапы исследовательской работы.

 

К восьмому классу учащиеся приобретают навыки научно-исследовательской работы. В 8-ом классе усложняется форма исследовательской деятельности. Ученикам предлагается самим провести исследование по этапам. При этом каждый ученик выполняет и оформляет результаты в зависимости от своего желания. Кто-то ограничивается материалом, который рассматривается в группе и материалом учебника, а кто-то формулирует целый ряд выявленных свойств и признаков. Находятся ученики, которые способны провести более полное исследование какой-либо темы, даже той, которая выходит за рамки школьного курса математики. Получается целая исследовательская работа. Результаты своих исследований они оформляют в виде рефератов.

 

Исследовательские темы, предложенные учащимися, охватывают многие разделы математики:

-"Дельтоид" (Абрамова Наталья);

-"Параллелограмм Вариньона" (Аверина Мария);

-"Удивительный квадрат" (Игнатьева Полина);

-"Пифагор и его теорема" (Анцупова Дарья);

-"Графики уравнений, содержащие знак модуля" (Абрамова Наталья);

-"Вписанные и описанные четырёхугольники" (Лукьянов Никита);

-"Замечательные точки треугольника" (Смирнова Юлия).

 

Эти учащиеся успешно защитили свои работы на экзамене по геометрии. Смирнова Юлия проводила занятия элективных курсов в 9-х классах по геометрии по теме "Различные доказательства теоремы Чевы и теоремы Менелая и их применение в решении задач".

 

Под моим руководством работает научная математическая группа "Поиск". Цель работы группы - совершенствование своих знаний в области математики, развитие интеллекта, приобретение навыков научно-исследовательской работы.

 

Результатом поисковой и исследовательской деятельности группы является оформление выставок математического творчества, рефераты, проекты, представляемые на научно-практических конференциях.

 

Учащиеся привлекаются к выполнению творческих заданий. Силами ребят собран богатый материал по различным темам:

 

-"Из истории математики";

-"Старинные единицы измерения";

-"Математические игры";

-"Задачи на разрезание";

-"Симметрия вокруг нас";

-"Рисунки в координатах";

-"Правильные многоугольники".

 

Лишь тогда ученик может испытать настоящее удовлетворение, когда его ответ является результатом самостоятельных рассуждений, поиска, исследования. Реализация такого подхода в обучении, при котором ученик живет с ощущением пусть маленького, но личного успеха, испытывая при этом уверенность в себе, и является основой моей педагогической системы в целом.