В основу педагогического опыта легла концепция Х. Табы*. В её понимании обучение несёт в себе содержательный и развивающий компоненты. Различным учащимся необходимы разные типы учебной деятельности для их саморазвития (так робким, недостаточно решительным ученикам необходимо включение в групповую работу, ученикам с чрезмерной склонностью к обобщениям - дополнительная работа с точными конкретными данными и анализ выводов). Учащимся необходим набор методов учения, которые помогут им продолжить обучение за пределами школы.
Х. Таба выделила три последовательных типа учебных (учебно-познавательных) заданий:

 

-Категоризация. Формализация категорий

-Интерпретация данных

- Применение правил и принципов

 

Концепцию Х.Табы можно представить в виде таблицы:

 

№ шага
Внешне выраженные мыслительные действия.
Внутренние мыслительные операции.
Побуждающие вопросы.
Категоризация, формализация категорий
1
Перечисление объектов и составление их перечня.
Дифференциация (выявление различающихся объектов).
Что вы увидели? Услышали? Заметили?
2
Объединение в группы.
Выявление общих свойств, абстрагирование.
Что связано (сочетается) друг с другом? По какому признаку (критерию)?
3
Обозначение, категоризация.
Установка иерархической последовательности объектов, их взаимосвязей.
Как бы вы назвали эти группы? Какие объекты к чему относится?
Интерпретация данных
4
Выявление основных черт.
Дифференциация.
Что вы заметили? Увидели? Обнаружили?
5
Объяснение выявленных данных.
Соотнесение данных друг с другом.
Определение причинно-следственных соотношений. Почему это произошло?
6
Построение выводов.
Выход за пределы непосредственно данных. Поиск неявных следствий, экстраполяция.
Что это означает? Что из этого следует? Какая картина происходящего у вас создается? Какие выводы можно из этого сделать?
Применение правил и принципов
7
Предсказание последствий.
Объяснение незнакомых явлений. Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение соответствующих сведений.
Что могло бы произойти, если бы?.
8
Объяснение и (или) подтверждение предсказаний и гипотез.
Определение причинных соотношений, подводящих к предсказыванию или гипотезе.
Почему, по-вашему, это могло произойти?
9
Проверка предсказаний.
Применение логических суждений или фактических сведений для определения необходимых и достаточных условий.
Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было полностью (или по большей части) справедливым?

 

Данная модель предлагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, стремясь к балансу между элементами содержания образования, между целенаправленным обучением и развитием учащихся, между деятельностью учителя и детей.

Исследовательская деятельность не только формирует понятия, но и учит детей методам познания, развивает логическое мышление, способствует его творческой направленности, формирует представления о природе и характере человеческого познания, одновременно с сообщением конкретных знаний развивает творческое мышление и речь детей. Обучение не сводится к школярскому приобретению знаний, оно выступает как обучение для жизни и, более того, как своеобразная часть жизни ребенка, создаваемая учителем в классе.

 


* В.В.Давыдов "Проблемы развивающего обучения", М. 1986г., с. 120 - 127.