В основу педагогического опыта
легла концепция Х. Табы*. В её понимании
обучение несёт в себе содержательный и развивающий
компоненты. Различным учащимся необходимы
разные типы учебной деятельности для их
саморазвития (так робким, недостаточно решительным
ученикам необходимо включение в групповую
работу, ученикам с чрезмерной склонностью
к обобщениям - дополнительная работа с точными
конкретными данными и анализ выводов). Учащимся
необходим набор методов учения, которые
помогут им продолжить обучение за пределами
школы.
Х. Таба выделила три последовательных типа
учебных (учебно-познавательных) заданий:
-Категоризация. Формализация категорий
-Интерпретация данных
- Применение правил и принципов
Концепцию Х.Табы можно представить в виде таблицы:
№ шага |
Внешне выраженные
мыслительные действия. |
Внутренние мыслительные
операции. |
Побуждающие вопросы. |
Категоризация,
формализация категорий |
|||
1 |
Перечисление объектов
и составление их перечня. |
Дифференциация
(выявление различающихся объектов). |
Что вы увидели? Услышали? Заметили? |
2 |
Объединение в
группы. |
Выявление общих
свойств, абстрагирование. |
Что связано (сочетается) друг с другом? По какому признаку (критерию)? |
3 |
Обозначение, категоризация. |
Установка иерархической
последовательности объектов, их взаимосвязей. |
Как бы вы назвали эти группы? Какие объекты к чему относится? |
Интерпретация
данных |
|||
4 |
Выявление основных
черт. |
Дифференциация. |
Что вы заметили? Увидели? Обнаружили? |
5 |
Объяснение выявленных
данных. |
Соотнесение данных
друг с другом. |
Определение причинно-следственных соотношений. Почему это произошло? |
6 |
Построение выводов.
|
Выход за пределы
непосредственно данных. Поиск неявных
следствий, экстраполяция. |
Что это означает? Что из этого следует? Какая картина происходящего у вас создается? Какие выводы можно из этого сделать? |
Применение
правил и принципов |
|||
7 |
Предсказание последствий.
|
Объяснение незнакомых
явлений. Анализ сущности проблемы
(ситуации). Привлечение соответствующих
сведений. |
Что могло бы произойти, если бы?. |
8 |
Объяснение и (или)
подтверждение предсказаний и гипотез.
|
Определение причинных
соотношений, подводящих к предсказыванию
или гипотезе. |
Почему, по-вашему, это могло произойти? |
9 |
Проверка предсказаний.
|
Применение логических
суждений или фактических сведений
для определения необходимых и достаточных
условий. |
Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было полностью (или по большей части) справедливым? |
Данная модель предлагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, стремясь к балансу между элементами содержания образования, между целенаправленным обучением и развитием учащихся, между деятельностью учителя и детей.
Исследовательская деятельность не только формирует понятия, но и учит детей методам познания, развивает логическое мышление, способствует его творческой направленности, формирует представления о природе и характере человеческого познания, одновременно с сообщением конкретных знаний развивает творческое мышление и речь детей. Обучение не сводится к школярскому приобретению знаний, оно выступает как обучение для жизни и, более того, как своеобразная часть жизни ребенка, создаваемая учителем в классе.
* В.В.Давыдов "Проблемы развивающего обучения", М. 1986г., с. 120 - 127.