В основу технологии положены методы стимулирования эмоционально-ценностного отношения к географической действительности (рис. 1). Их можно разделить на три группы:

 

Методы эмоционально-личностного стимулирования:

-Создание экспрессивно-личностных ситуаций путем использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, "разряжающих" и дополняющих знаниевый компонент содержания предмета;

-Наделение личностной значимостью физико-географических и общественно-географических процессов и явлений;

-Использование элементов театрализации образовательного процесса: географических инсценировок, этюдов, миниатюр;

 

Эти методы содействуют развитию мотивационной и эмоциональной сфер школьников.

Методы осуществления обмена ценностями между учителем и учащимися. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось "свободное самооткровение личности". Особенности этой группы методов - их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личностно-значимый смысл.

Методы рефлексий учебной деятельности помогают личности осмыслить, "отразить" саму себя, свои потребности, интересы, ценности; способствуют развитию нравственных качеств школьника.

Указанные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, обмене ценностями, взаимном уважении и доверии, свободе самовыражения. Это методы сближающие замыслы учителя и ожидания учащихся. Взаимная удовлетворенность стимулирует интерес к учению и обогащает мотивы ученика. Методы основаны на переживании как способе эмоционально-ценностного отношения. Они предполагают соответствующие формы учебного взаимодействия: смыслотворчество, общение в диалоге, игровую и практическую деятельность.

 

Особо следует остановиться на использовании театрализации в процессе обучения географии. Специфика школы, в которой происходит становление опыта в настоящее время, позволила осуществлять активизацию и интенсификацию деятельности учащихся привлекая содержание, формы, методы и приемы предметов художественно - эстетического цикла, и, прежде всего, уроков театра. Наиболее эффективно использование театральных форм: этюды, инсценировки, миниатюры в двух случаях:

а) на стартовых, пилотных уроках, целью которых является актуализация имеющегося опыта личности учащихся по взаимодействию с географической действительностью и обмен им;

б) на финальных, обобщающих уроках с целью окончательного оформления образа территории, географического объекта, явления, переживания изученного материала, обмен впечатлениями;

 

Театр как игровая технология в среднем и старшем школьном возрасте достаточно широко распространен и относится к разряду деловых игр. Однако в профильной школе использование данной технологии наполняется более глубоким смыслом и диктует необходимость изменения содержания деятельности при ее реализации (рис.2).

 

 

Этап подготовки
Сценарная работа
-работа с литературным материалом
- подбор музыки, продумывание образов, составление макета сцены, элементов костюма
- распределение ролей
- разработка сценария
- содержание инструктажа
Репетиционный период
- работа с текстом
- сценографическая работа
- режиссерская работа с актерами по освоению пространства сцены

 

Этап проведения
Межгрупповое взаимодействие
- постановка проблемы, целей театрализации
- правила зрительской культуры
- взаимодействие актеров и зрителей в ходе театрализации
Межгрупповая рефлексия
- выводы по итогам просмотра и показа
- анализ содержания и актерской игры
- оценка и самооценка работы

 

 

Этап анализа, обобщения и перспективного планирования

-выводы и обобщения

-рекомендации

-объявление темы следующей театрализации

-изъявление желания участвовать в постановке

 

Рис. 2 Технологическая схема географической театрализации.

 

Рис. 1 Методы стимулирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.