Опыт реализации принципа гуманизации и гуманитаризации географического образования оказался возможен благодаря анализу произведений отечественной и зарубежной психолого-педагогической мысли (работы К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, И.А. Якиманской, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Я. Корчака, К. Роджерса, Р. Штейнера), ведущих методических и методологических идей ученых -географов (В.П. Максаковского, И.В. Душиной, И.И. Бариновой, А.И. Алексеева, В.В. Николиной), опыта педагогов - новаторов, реализующих принцип на практике (В.Н. Кудрявцев).
Наиболее ценными положениями теоретической базы опыта считаются:
-переход от педагогики требований к педагогике отношений, их гуманизация и демократизация;
-гуманно-личностный подход к ребенку(новый взгляд на личность, формирование положительной Я-концепции личности;
-синтез обучения и воспитания;
-формирование дидактического активизирующего и развивающего комплекса;
-педагогизация окружающей
среды (сотрудничество школы, семьи и социального
окружения в процессе формирования личности);