"Мыслить
глобально - действовать локально".
Н.Н. Баранский
Изменение современной социокультурной ситуации в обществе находит отражение в обращении к идеалам гуманизма при реформировании системы образования. Школьная география, находясь на стыке образовательных областей "Обществознание" и "Естествознание" наиболее остро воспринимает необходимость проведения принципа гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в педагогическую действительность.
Условиями возникновения опыта реализации вышеуказанного принципа служат:
1. Личность учителя: уровень педагогического опыта и мастерства, владение им разнообразными стилями общения с детьми, личная готовность и осознание необходимости гуманизации образования вообще и географического в частности.
2. Возрастно-психологические особенности учащихся школы средней и старшей ступени: особенности ведущей деятельности, сензитивные периоды развития организма и психики подростка и раннего юношества. Степень готовности учащихся к восприятию, усвоению и использованию полученной информации.
3. Художественно-эстетический профиль школы: введение уроков театра, ритмики, хореографии, риторики, игры на музыкальных инструментах, художественного краеведения в учебный план образовательного учреждения.
4. Социальная среда образовательного ландшафта, в котором находится школа: однотипность застройки микрорайона, его окраинное положение в городе, этническая пестрота и повышенная маргинальность населения, восприятие жителями микрорайона школы, как эпицентра общественной жизни.
5. Интегрирующая суть географической науки: изучение природы, людей и их деятельности во взаимосвязи и взаимозависимости, формирование отношения к Земле как к дому человечества, восприятие современной человеческой цивилизации в ее многообразии.
6. Разнообразие детских коллективов: дифференцированность организации образовательного процесса, обеспечение личностно-ориентированного, здоровьесберегающего и гендерного аспектов образования каждой детской личности.
Данные условия позволяют сформулировать основную цель педагогической деятельности: Всесторонне способствовать формированию географической культуры личности.
Достижение цели обеспечивается постоянным решением ряда педагогических задач:
- Обеспечение формирования географических знаний, представлений, умений, навыков и мировоззренческих идей как общечеловеческих ценностей;
- Гармония научности и доступности отобранного учебного материала;
- Коррекция программ по направлению углубления краеведческой, этнографической и геоэкологической составляющих школьного географического образования;
- Включение в тематическое планирование непрограммных практических занятий, творческих заданий;
- Изыскание допонительного учебного времени на изучение вопросов взаимодействия и взаимозависимости общества и природы;
- Обогащение содержания географического образования гуманистическими идеями, понятиями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими у школьников эмоциональные переживания;
- Формирование в сознании учащихся образа места, территории;
- Использование методов и средств дисциплин художественно-эстетического цикла при организации образовательного процесса по географии;
Становление опыта происходит на протяжении всей практики учителя:
1. в ходе организации деятельности учащихся по работе с дополнительным текстом и внетекстовыми компонентами учебника географии;
2. через подготовку и выступление учащихся с сообщениями и реферативными работами;
3. во время использования художественной литературы, музыкальных произведений, видеозаписей, произведений изобразительного искусства на уроках географии;
4. с помощью дидактических ролевых игр и креативного моделирования при обучении географии, реализации антропологического подхода в географическом образовании;
5. при разработке и использовании приемов театрализации отдельных блоков содержания образования;
6. через пересмотр критериев оценки результатов обучения;
7. с помощью наделения личностной значимостью источников географической информации;