Главная цель педагогической деятельности учителя - создание и использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности обучения; индивидуализация учебного процесса и личной включенности школьников в процесс своего учения, предоставление возможности учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле и анализе своей деятельности.

 

Основные задачи, решаемые учителем:

 

- Прививать навыки сознательного и рационального использования компьютера в учебной и профессиональной деятельности

- Формировать умения работать с информацией, развивать коммуникативные способности учащихся

- Осваивать способы познавательной деятельности и формирование исследовательских умений через создание собственных мультимедийных презентаций

- Подготовить школьников к практической жизни в информационном обществе

 

Особенность метода состоит в том, что процесс обучения является интерактивным, т.к. строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.
При этом обязательно учитываются индивидуальное отношение ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, применять их в новых речевых ситуациях в работе над темой презентации.

Создание мультимедийных презентаций основано на реализации принципа педагогики сотрудничества, где обучающий и обучаемые выступают полноправными партнерами в общении. В организацию и проведение урока вовлекается каждый ученик, деятельность которого носит творческий характер. Подобный личностно-ориентированный подход побуждает учащихся к активизации умственной деятельности, реализации его скрытых возможностей и способностей, делает его соавтором в конструировании урока. Содержание обучения строится на вычленении и обсуждении жизненно важных для учащихся проблем. Таким образом, работа над созданием мультимедийных презентаций становится комплексным обучающим методом, который позволяет учителю индивидуализировать учебный процесс, сделать его ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

Включение учащихся в совместную творческую деятельность, ориентированную на удовлетворение его познавательных потребностей, навыков работы с компьютером запускает внутренние механизмы развития личности.
Мастерство педагога состоит в том, чтобы сделать обучение субъективно-личностным смыслом деятельности каждого учащегося, в ходе которой будут происходить качественные изменения и в самой личности обучаемого:

 

1. Осознание мотивации к изучению английского языка (от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции);

 

Осознание мотивации проходит через несколько этапов создания презентации. На подготовительном этапе учитель вместе с учениками определяют тему презентации, вычленяют наиболее важные проблемы по теме, продумывают и разрабатывают несколько возможных вариантов, определяют содержание материала и источники его реализации. Так, при создании презентации "Легко ли быть молодым?" путем совместного обсуждения были выделены следующие проблемы: "Что значит быть подростком?", "Какие проблемы волнует молодёжь?", "Причины подростковых проблем", "Права ребёнка в современном мире", "Взаимоотношения детей с родителями", "Как можно решить проблемы подростков?". На этом этапе роль учителя - регулятора, организатора. Ученик сам по желанию выбирает проект по одной из проблем, таким образом, вводится новое содержание, развивается мыслительная и познавательная деятельность, заинтересованность ученика в постижении нового, усиливается мотивация учения, т.к. ребёнок соорентирован на самостоятельный поиск и решение выбранной задачи. Данный подход помогает совместить проблему качества обучения с самоуправлением школьника процессом своего познания.

 

2. Дифференцированный подход в обучении (вместо ориентации на среднего ученика к творческому).

 

Дифференцированный подход в обучении достигается путём умения учителя организовывать выполнения учащимися поставленных задач своими силами сообразно своим способностям, навыкам работы с компьютером, умением использовать различные источники информации. На этом этапе активизируются такие качества личности как любознательность, желание экспериментировать и самовыражаться. Учитель выступает здесь как консультант - координатор действий между отдельными микрогруппами и участниками мультимедийного проекта. Педагогу необходимо опираться на более подготовленных учащихся в компьютерном и языковом плане, которые выступают в роли учеников - исследователей, демонстрирующих свои умения, навыки и результаты индивидуальной (или групповой) деятельности остальным учащимся. Дифференцированный подход осуществляется путём создания групп, в которых ведущую роль консультанта и организатора выполняет (вместо учителя) наиболее подготовленный учащийся. Взаимодействуя между собой, участники группы самостоятельно распределяют функции и роли в совместном проекте. Наименее подготовленные учащиеся пробуют себя в создании отдельных слайдов. На заключительной стадии создания презентации учитель выступает в роли независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция проекта осуществляется согласно разработанным критериям оценки мультимедийных презентаций, к которой привлекается специально созданная группа учеников - "экспертов".

 

3. Изменение в психике ребёнка

 

В процессе создания мультимедийных презентаций осуществляется оценка, осознание и обобщение собственного опыта учащихся работы с текстом, с графикой, развитие мышления, воображения, памяти, волевых усилий, формируется культура умственного труда, вкус. Ребята учатся работать в коллективе, испытывая радость общения на правах партнёра в личностно- значимой для них деятельности.

 

4. Индивидуальный подход

 

В работе по созданию презентации необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его личностные качества и познавательные интересы.

Учитель отслеживает деятельность каждого ученика на всех этапах создания мультимедийного проекта: оказывает помощь в выборе проблемы, даёт консультации, рекомендует источники дополнительной информации. Таким образом, ученик приобретает опыт целеполагания, умение организовывать свою работу и давать самооценку.

 

5. Связь урочной и внеклассной работы.

 

Навыки создания и использования мультимедийных презентаций, полученные учащимися на уроках, находят широкое применение и во внеклассной работе:

- Участие старшеклассников в школьной и городской научно-практических конференциях по защите интегрированных мультимедийных проектов;

- Создание архива мультимедийных презентаций по разной тематике с последующей демонстрацией во время проведения "Недели Иностранного Языка" в школе: "Знакомство с Британией", "Хобби и свободное время", "Молодёжная субкультура", "Земля - наш дом".

- Проведение тематических вечеров по темам "Праздники и традиции англоговорящих стран", "Творчество группы Биттлз".

- В период летней компьютерной практики даются индивидуальные задания по созданию презентаций, тематика которых не предусмотрена программой, но которые вызывают интерес у учащихся: "Любовь и брак", "Что такое счастливая семья?", "Профессии, которые мы выбираем".

- Работа учащихся по переложению созданных учителями элективных курсов в форму презентации.

 

Опыт учителя показывает, что создание и использование мультимедийных презентаций на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности.