Целью педагогического опыта является развитие у детей эмоционального интеллекта* /*понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел психолог П.Сэловей/ (понимания своих и чужих эмоций, произвольности чувств и эмоциональных проявлений) через игру – драматизацию с опорой на принцип интегративности музыкальной и театрализованной деятельности. (Приложение 1)

 

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

 

• способствовать осознанию «базовых» эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление) и обогащать психику опытом других эмоциональных переживаний;

• развивать интонационно-выразительную речь, расширять объем выразительных движений (мимику, пантомимику, жесты);

• развивать умение различать, сравнивать, соотносить свои мышечные ощущения, экспрессивные движения, интонации с любой собственной эмоцией и эмоциональными переживаниями партнеров, зрителей, уметь их изменять в конкретной ситуации;

• создавать ситуации для творческих проявлений, помочь ребенку ощу-тить удовольствие от своей игры.

 

Успешность педагогической деятельности данного опыта возможна лишь при выполнении следующих условий:

• единство эмоционального и когнитивного развития;

• следование природе ребенка, его желаниям, и возможностям (сензитивный период для развития через музыкальную и театральную деятельность);

• использование доступного интересного материала, способного обога-тить эмоциональную жизнь детей;

• регулярность, системность музыкально-театрализованной деятельно-сти;

• предпочтение совместной деятельности ребенка и педагога, увлеченно-го, артистичного, уважающего личность ребенка, право его на собственный путь развития

• взаимодействие с родителями и воспитателями.

 

Игра-драматизация, объединяющая музыкальную и театрализованную деятельность, может быть представлена в различных формах организации детской деятельности. Поэтому в практике сложилась система по её организации.

 

 

Для развития эмоционального интеллекта у дошкольников, мы используем все виды игр-драматизаций.

 

Виды игры-драматизации.

• игры-имитации образов животных, людей литературных персонажей

• ролевые диалоги на основе текста

• инсценировки произведений

• постановка спектаклей

• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (без предварительной подготовки)

 

 

Нами разработан перспективный план-программа по организации игры-драматизации, в котором практический материал подобран по тематикам:

• игры, способствующие овладению имитационными характерными движениями сказочных зверей;

• игры, способствующие овладению характерными имитационными движениями из окружающей жизни;

• произведения для «Театра песни»;

• произведения для драматизации.

 

Репертуар усложняется с возрастом:

• по объёму;

• по количеству выражаемых эмоций;

• по количеству персонажей, по сложности их взаимоотношений. (Приложение 2)

 

Также применяем технологии:

• элементы программы Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия»;

• элементы программы Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети»;

• комплекс музыкально-речевых игр Е.Д.Макшанцевой;

• систему двигательно-речевых игр с музыкальным сопровождением О.С.Боромыковой.

 

Понимание своих чувств, понимание чувств других людей, владение своими эмоциями - это этапы последовательного формирования и развития эмоционального интеллекта. Эмоциональная сфера детей активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста, Но каждый ребенок развивается в своем темпе (наследственность, индивидуальный опыт общения, эмоциональных переживаний, фактор обучаемости). Игра-драматизация – универсальное средство для формирования и развития всех составляющих эмоционального интеллекта детей.

 

Понимание своих и чужих эмоций (эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация).
Воспитание «умных» эмоций невозможно без понимания нравственной стороны поступков, действий. Поэтому в процессе театрализации с детьми любого возраста (3-7 лет) обязательно устанавливаем причинно-следственные связи между содержанием текста, нравственностью поступков, поведения героев (зачем? почему?) и возникшими эмоциональными переживаниями, которые обязательно словесно обозначаем («радостно», «грустно», «обидно»).

 

событие - переживание - слово - ценностно-смысловое осознание

 

Накопление собственного опыта переживаний у детей переходит в накопление опыта осознания подобных эмоций других людей и понимание их состояний и поведения

 

переживание - сопереживание - понимание

 

Использование разнообразных имитационных игр, упражнений, ролевых диалогов приводит не только к дифференциации всех «базовых» эмоций, доступных пониманию детьми старшего и младшего дошкольного возраста, но и к обогащению их опыта эмоциональных переживаний (за счет расширения представлений об окружающей действительности, людях событиях). Этому процессу способствует использование пособий:

 

• дидактическая игра «Что я чувствую?»

• «Клоун в лицах» (на ковролине со съемными деталями)

• пиктограммы

• фотографии

• набор а/кассет с записью музыки различного характера

 

Через инсценирование произведений, постановку сказок, театрализованных представлений мы способствуем формированию и развитию социальных эмоций (доброта, дружба, любовь, совесть, долг), эстетических эмоций (чувство прекрасного, чувство юмора). Музыкальное оформление, сопровождение театрального действия усиливает переживания детей, эмоционально раскрепощает их, оживляет процесс театрализации.

Эмоциональный интеллект невозможно развить без овладения средствами эмоциональной выразительности. Развивая в игре-драматизации интонационно-выразительную речь, расширяя объем выразительных движений (мимика, пантомимика, жесты) мы помогаем ребенку не только выражать какую-либо эмоцию, но, и формируем ее.

В работе с детьми по овладению выразительными движениями мы опираемся на их жизненный опыт и способность к подражанию. Но стараемся не навязывать образцы движений, а предлагаем несколько вариантов: правильных и неправильных (для активизации мыслительных процессов).

Особое внимание обращаем на выразительность речи. Именно речь в театральном искусстве несет эмоциональную, смысловую информацию. Педагог помогает ребенку в поисках выразительности интонаций, обращаясь к его сознанию, волевой сфере. При постановке спектакля, где задействовано много персонажей, мы используем магнитофонную запись хода всего спектакля, с музыкальным оформлением, в исполнении педагога (театр одного актера). Ребенок может в группе, дома послушать образец выразительного исполнения текста, проговорить его вместе с записью. А под музыку придумать танцевальный образ, самостоятельно найти свом варианты применения поз, жестов с помощью зеркала, при поддержке домашних.

 

Владение своими эмоциями.

 

Способность к произвольной регуляции эмоций развивается на основе сопереживания, сочувствия, позволяет человеку понимать и строить свое поведение не только за счет удовлетворения своих «хочу», а с учетом потребностей других людей.

Театр – это не подражание, а воспроизведение действительности, поэтому мы через игру-драматизацию развиваем у детей способность к владению своими эмоциями и поведением:

 

• в процессе актерского общения;

• в процессе сценического перевоплощения, основанного на сознательном, волевом применении средств эмоциональной выразительности, необходимых в данный момент, в данной роли;

• в процессе накопления опыта публичных выступлений, когда ребенок, преодолевая волнение, выходит на сцену и играет роль.

 

Накопление опыта публичных выступлений у детей осуществляем через:

 

• регулярное включение театрализованной деятельности в развлечения;

• отслеживание занятости в театрализованной деятельности каждого ребенка, согласно его желаниям и способностям (так возникают роли для Саши, реплика для Алины, танцы для Даши и пр.);

• игры в «сказку» со сменой состава исполнителей;

• участие в городском конкурсе «Театральный вернисаж»;

• самостоятельную деятельность (домашние концерты, спектакли в группе).

 

Исходя из практики, используя опыт Э.Г. Чуриловой, Т.Н. Дороновой нами был разработан алгоритм инсценирования произведения, постановки спектакля с учетом направленности работы на формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей. (Приложение 3,4)

 

Ведущую роль в театрализации мы отводим индивидуальным и подгрупповым занятиям, Именно на них ребенок

 

• вплотную соприкасается с педагогом и непринужденно усваивает его опыт, перенимая образцы поведения, логичного и нестандартного мышления;

• через рефлексию собственного состояния учится управлять своими эмоциями и поведением;

• вместе с педагогом находится в творческом поиске путей, способов развития образа своего персонажа.

 

Большое значение в опыте мы уделяем предметной среде (театральной). Использование декораций, набор костюмов, париков, головных уборов, изготовление реквизита помогает нам заинтересовать детей, превращает театрализованные представления в яркое зрелище, наполняет жизнь детей новыми незабываемыми впечатлениями.

 

Решение всех задач по формированию эмоционального интеллекта детей в игре-драматизации невозможно без взаимодействия с родителями и воспитателями.