С целью отслеживания влияния созданной модели взаимодействия с социумом и авторской программы на формирование и развитие гражданственности и патриотизма у старших дошкольников был разработан диагностический инструментарий.
Диагностический материал включает в себя вопросы о родном городе, ответы на которые фиксируются в процессе игры «Каравай». В первый год работы диагностика показала, что высокий уровень знаний детей по авторской программе у 72% детей старшего дошкольного возраста, во второй год работы – у 82%.
Ответы на вопросник: «Изучение сформированности патриотического отношения к родному городу» дали следующие результаты:
40% детей хотели бы сходить в музей;
50% желали бы жить в Юрьев -Польском;
10% повели бы своих гостей на экскурсию по родному городу.
На вопросы: «Что бы ты хотел еще узнать о родном городе Юрьев - Польском»? «Если бы ты был волшебником, чтобы ты подарил родному городу?» дети ответить затруднились. С каждым годом процент ответов на данные вопросы возрастал.
В 2005-2006 учебном году 60% детей ответили на данные вопросы (узнать о Юрии Долгоруком, о том, как возник город, какими ремеслами занимались наши предки, почему звонят колокола).
40% дошкольников подарили бы родному городу: парк, детские аттракционы, цветники, кафе для детей и т.д.
Анкетирование родителей о деятельности пед. коллектива по патриотическому
воспитанию детей показало, что количество родителей, которых полностью устраивает
деятельность ДОУ, с каждым годом возрастает от 52% до 84%.
Анализ устойчивости интереса выпускников ДОУ к дальнейшему получению знаний
в школе искусств, ЦВР, городской библиотеке показывает, что данный интерес с
каждым годом возрастает (см. схему). Наблюдение за самостоятельной деятельностью
детей показало, что полученные знания по основам патриотического воспитания
дети используют в игровой, конструктивной, ИЗО-деятельности, художественно-речевой.
В сюжетно-ролевых играх дети обыгрывают ситуации:
- экскурсии по городу;
- гости Юрьев-Польского;
- защитники земли Русской;
- праздник города.
Конструируют здания разной архитектуры:
- Георгиевский собор – жемчужина Ополья;
- дом культуры «Россия»;
- городской парк;
- таксопарк.
В рисунках передают образ родной природы, изображают достопримечательные места родного города, свой дом, семью, улицу.
Дети организуют концерты, где звучат стихи и песни о родном городе.
Дети старшего дошкольного возраста используют дидактические игры по ознакомлению с родным краем.
Таким образом, как показывают результаты исследований, созданная
система жизнедеятельности ДОУ несет в себе потенциал для развития гражданственности
и патриотизма дошкольников.
Сотрудничество с микросоциумом создает условия для развития гражданско-патриотических
качеств личности дошкольников.
Система, созданная и апробированная на практике, доказала свою эффективность.
Она способствует решению задач, поставленных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».