С целью отслеживания влияния созданной модели взаимодействия с социумом и авторской программы на формирование и развитие гражданственности и патриотизма у старших дошкольников был разработан диагностический инструментарий.

 

Диагностический материал включает в себя вопросы о родном городе, ответы на которые фиксируются в процессе игры «Каравай». В первый год работы диагностика показала, что высокий уровень знаний детей по авторской программе у 72% детей старшего дошкольного возраста, во второй год работы – у 82%.

 

Ответы на вопросник: «Изучение сформированности патриотического отношения к родному городу» дали следующие результаты:

40% детей хотели бы сходить в музей;

50% желали бы жить в Юрьев -Польском;

10% повели бы своих гостей на экскурсию по родному городу.

 

На вопросы: «Что бы ты хотел еще узнать о родном городе Юрьев - Польском»? «Если бы ты был волшебником, чтобы ты подарил родному городу?» дети ответить затруднились. С каждым годом процент ответов на данные вопросы возрастал.

 

В 2005-2006 учебном году 60% детей ответили на данные вопросы (узнать о Юрии Долгоруком, о том, как возник город, какими ремеслами занимались наши предки, почему звонят колокола).

40% дошкольников подарили бы родному городу: парк, детские аттракционы, цветники, кафе для детей и т.д.

 

Анкетирование родителей о деятельности пед. коллектива по патриотическому воспитанию детей показало, что количество родителей, которых полностью устраивает деятельность ДОУ, с каждым годом возрастает от 52% до 84%.
Анализ устойчивости интереса выпускников ДОУ к дальнейшему получению знаний в школе искусств, ЦВР, городской библиотеке показывает, что данный интерес с каждым годом возрастает (см. схему). Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей показало, что полученные знания по основам патриотического воспитания дети используют в игровой, конструктивной, ИЗО-деятельности, художественно-речевой.

 

В сюжетно-ролевых играх дети обыгрывают ситуации:

- экскурсии по городу;

- гости Юрьев-Польского;

- защитники земли Русской;

- праздник города.

 

Конструируют здания разной архитектуры:

- Георгиевский собор – жемчужина Ополья;

- дом культуры «Россия»;

- городской парк;

- таксопарк.

 

В рисунках передают образ родной природы, изображают достопримечательные места родного города, свой дом, семью, улицу.

 

Дети организуют концерты, где звучат стихи и песни о родном городе.

 

Дети старшего дошкольного возраста используют дидактические игры по ознакомлению с родным краем.

 

Таким образом, как показывают результаты исследований, созданная система жизнедеятельности ДОУ несет в себе потенциал для развития гражданственности и патриотизма дошкольников.
Сотрудничество с микросоциумом создает условия для развития гражданско-патриотических качеств личности дошкольников.

 

Система, созданная и апробированная на практике, доказала свою эффективность.

 

Она способствует решению задач, поставленных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».