Воспитанию патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно научить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Формирование основ патриотизма у детей – одна из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как долгие годы ей не уделялось должного внимания.

События последнего десятилетия подтвердили, что социальная дифференциация общества, падение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения. Особенно трудно молодым родителям разобраться во всем , что происходит в обществе, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину не придуманную нами, а такую, какая она есть.

А ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь. Очень важно достучаться до души каждого ребенка, вызвать в нем интерес ко всему, что его окружает. Опыт и практика показывают, что решать эту проблему следует с учетом регионального компонента, способствующего накоплению детьми социального опыта жизни в своем городе, знакомящего их с принятыми нормами поведения, взаимоотношениями, миром его культуры.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

 

Противоречие
Проблема
Пути решения
1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания Падение духовно-нравственных устоев семьи • Вовлечение родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия.
• Организация работы с родителями под девизом: «Их знание и любовь к Родине должны передаваться детям».
2.Отечественные традиции воспитания подменяются западными образцами Отсутствие единых подходов в воспитании подрастающего поколения • Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города • Введение регионального материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку., личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
• Объединение всех ресурсов микросоциума в интересах ребенка, его развития и социального самоопределения.
3. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине 1. Социальное расслоение общества
2. Низкая гражданская активность людей
• Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности .
• Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, носителями социокультурных традиций в области ремесел. Песни, танца и т.п.
• Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.
• Осознанный отбор методов, ознакомление детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

 

Представленный опыт способствует решению задач, поставленных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На комплексное решение обозначенных в этом документе задач направлена деятельность педагогического коллектива ДОУ.