В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы поставлены задачи:

 

- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны:

- формирование патриотического чувства и сознания на основе исторических ценностей:

- развитие чувства гордости за свою страну.

 

Каким образом поставленные задачи можно реализовать в дошкольном образовательном учреждении?

 

Прежде всего необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории культуры и страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатление им еще не осознанны глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет все его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура. Поэтому, начиная работу по воспитанию чувств патриотизма и любви к родному краю, педагогам ДОУ прежде всего нужно самим хорошо знать его историю и культуру, местные традиции и обычаи, продумывать, какие сведения и понятия способны усвоить дети.

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, уделяя внимание развивающему характеру обучения, основанному на детской активности. Поэтому актуальность проблемы патриотического воспитания, необходимость проработки методического аспекта этой проблемы выходят на взаимодействия с окружающим социумом, семьей, на создание собственной программы.

В течение пяти лет работы ДОУ по данной проблеме были созданы: модель интеграции субъектов социокультурной среды, авторская программа «Юрьев-Польский – моя малая Родина», которые направлены на приобщение детей к традиционной русской культуре, формирование чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.

В процессе патриотического воспитания у детей важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время совместная работа с родителями актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и часто вызывают недоумение.

Вместе с тем, анализ социального запроса родителей показал, что 82% хотят видеть детей любящими родной город, его природу, культуру.

Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников, необходимость проработки методического аспекта этой проблемы выходят на взаимодействия ДОУ с окружающим социумом, семьей, создание собственной программы, предметно-развивающего пространства с учетом регионального компонента.

В течение пяти лет коллектив работал по данной проблеме.

 

Тема опыта работы ДОУ «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента".

 

Проблема: разрешение противоречия между необходимостью активно использовать семью, социально-культурное окружение в целях воспитания патриотизма детей, их самостоятельности и активности, и непроработанностью технологии организации взаимодействия с ними.

 

Объект: основы патриотизма детей, проявляющиеся в самостоятельной и активной деятельности по отношению к окружающему миру.

 

Предмет: развитие основ патриотизма в процессе взаимодействия с семьей и микросоциумом с учетом регионального компонента.

 

Цель работы: на основе накопленного опыта ДОУ разработать модель интеграции субъектов социально-культурной среды с учетом регионального компонента, как средства формирования основ патриотизма у дошкольников.