В основу данного опыта положена, в первую очередь концепция развития познавательного интереса Г.И. Щукиной. В частности, использованы:

 

- представление о познавательном интересе как интегративном образовании личности, основу которого составляют интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и другие), эмоциональные (переживание успеха, радость познания, удовлетворение деятельностью), регулятивные (волевые устремления, принятие решений и т. д.) и творческие (фантазия, создание новых образов, моделей) процессы;

 

- принцип ведущей роли активной самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе, так как основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников - это использование на уроках идей проблемного обучения, то в данном опыте использованы также знания теоретических основ организации проблемного обучения (по М.И. Махмутову) и в частности, представления о средствах организации проблемного обучения, о способах создания проблемных ситуаций и их решения.

 

Кроме представленных концепций на формирование данного опыта оказали большое влияние работы А.А. Окунева о способах организации эффективных уроков, направленных на развитие детей, и опыт педагога-новатора И.П. Волкова о выявлении и развитии творческих способностей учащихся. Кроме общих педагогических идей и концепций, данный опыт базируется на ряде принципов И.Т. Суравегиной и А.Н. Захлебного по организации внеклассной работы школьников по биологии и экологии. В разработке опыта использованы предлагаемые этими авторами принципы определения содержания внеклассной работы и представления о познавательной, ценностной и деятельностной линиях взаимодействия классных и внеклассных занятий.

 

Определенное влияние на формирование данного опыта оказали теории условных рефлексов И. П. Павлова и теория функциональных систем В. П. Анохина. В частности именно их влияние определило взгляд автора на ситуации формирования познавательного интереса, сложившиеся в практике работы школ. Ведь в большинстве случаев учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся, в основе данных приемов лежит активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующим лицом на уроке. Используя наглядность и занимательность на уроках, учителя забывают о том, что интерес, не подкрепленный деятельностью, крайне быстро затухает. Привыкание – это результат негативного обучения, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определенный стимул. В самом общем виде привыкание сводится к постепенному уменьшению реакции в ходе повторений стимула. Наиболее отчетливо привыкание проявляется в системе ориентировочного рефлекса. Ориентировочный рефлекс, объясняют психофизиологии, это сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «Что такое?». В качестве возбудителей ориентировочного рефлекса помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. Да вот беда, по мере повторения нового стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс, происходит его ослабление, угасание. Привыкание к «интересненькому» на уроке чревато не только потерей познавательного интереса, но еще и провокацией истощения нервной системы. Следовательно, стимул к познавательному интересу должен быть совсем другим. А уж то, что он должен серьезно отличаться от раздражителей биологических – очевидно даже исходя из положений психофизиологии животных.

 

Познавательная деятельность, процесс познавательный, направленный не на складывание в копилку памяти известных знаний, а процесс глубокий, тонкий, процесс присвоения знаний, умений, которые, постепенно усложняясь, позволяют в своем движении развивать духовные силы школьников, подниматься в познании на более высокий уровень, приближаться в овладении истиной все более полно и глубоко.