Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что развитие познавательных интересов достигается через включение учащихся в различные виды деятельности на уроке, которые активизируют «интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы» (Г. И. Щукина), составляющие основу познавательного интереса. При этом важное место занимают субъект – субъектные отношения участников образовательного процесса, обеспечивающие формирование социальных мотивов.

 

Реализация данной идеи, независимо от времени, места формы организации учебного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:

 

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

 

Гуманное отношение к детям включает:

- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

- оптимистическую веру в ребенка;

- сотрудничество, мастерство общения;

- отсутствие прямого принуждения;

- терпимость к детским недостаткам.

 

Демократизация отношений утверждает:

- право ребенка на свободный выбор;

- право на ошибку;

- право на собственную точку зрения;

- стиль отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

 

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. При изучении биологии можно использовать не только слуховое и зрительное восприятие, но и осязание, обоняние и даже вкус (если это безопасно). Это позволяет учащимся ближе знакомиться с явлениями и объектами живой природы, что с одной стороны порождает массу вопросов , а с другой , позволяет найти ответы на многие вопросы , тем самым открывает путь к новым знаниям.

 

Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познание, труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся. Познавательная деятельность отвечает запросам тех, кто углубляется в предмет, практическое - интересы тех, кто стремится непосредственно видеть результаты своей работы. Общение способствует обмену опытом, обеспечивает эмоциональный подъем, формирует социальные мотивы.

 

Принцип проблемности обучения обеспечивает развитие у учащихся таких качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, повышает познавательную активность, способствует проявлению творческих способностей.

 

Принцип природосообразности - необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия. "Исходя из ребенка" пытаться создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ребенка.

 

Принцип преемственности, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений, знаний и навыков.