Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, массовое ухудшение здоровья населения, связанное с неподготовленностью к получению знаний о своем развитии, существенно повышает значимость биологических знаний, умений и навыков в обеспечении гармоничного сосуществования человека и природы. В то же время научно-технический прогресс, постоянно увеличивающийся поток информации, уточняющий и меняющий наши представления о происходящем, сделали невозможным получение знаний на всю жизнь, и в этом случае сформированный познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: что заставляет учителя активно искать способы и средства, чтобы помочь учащимся сориентироваться в потоке информации, значимой для них в данный момент и последующие годы. Существует и еще одно противоречие: развитие познавательного интереса – это одна из базовых образовательных традиций, но «делая урок интересным», развивая только положительные эмоции, невозможно развить потребность в образовании личных смыслов. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.

 

Большое влияние на формирование опыта оказало также знакомство с трудами отечественных и зарубежных педагогов, в частности, изучение работ Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития детей, Г.И. Щукиной по формированию познавательного интереса, М. И. Махмутова об организации проблемного обучения, А. К. Марковой о формировании мотиваций учения, Альтшуллера о методике ТРИЗ, А.А. Окунева об эффективных уроках, работы И. П. Павлова о формировании условных рефлексов,

 

П. К. Анохина о функциональных системах живых организмов, работы В. И. Вернадского и т. д.

 

Другим важным условием стал собственный интерес автора к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер.