К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности. Проект — это буквально "брошенный вперед", т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся нашей школы в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Тематика и выбор проектов тесно связан с программой. Большую помощь в выборе тем проектов по географии в 9 кл. способствует помещенная в учебнике ("География России: население и хозяйство", авторы А.И. Алексеев и В.В. Николина) рубрика "Участвую в проекте".
Типы проектов в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека |
Проектная деятельность по географии |
Примеры названий проектов |
1. Научно-позновательная |
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, Экологических аспектов | Географии Экологические проблемы Владимирской обл. (г.Радужный, г.Владимира и т.д.) Этнические традициинародов Севера. В каком районе России выхоте ли бы жить. боснуйтесвой выбор. Геральдика - как способ изучения географии и истории России. История развития транспорта Владимирской области. Социологические вопросы. |
2. Практико-преобразовательная |
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности | Глазомерная съемка естности.Полярная съемка Измерение холма и остроение горизонталей местности (холма). Планместности в районе школы, карта Швамбрании и т.д. ПК — как источник существования человека. |
3. Ценностно-ориентационная |
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связаные с сохранением жизни, цивилизации | Земля — наш общий дом. Природа и мы. Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем. Памятники всемирного наследия (Золотое кольцо, Суздаль) и в мире. |
4. Коммуникативная |
Включает Коммуникативные Потребности учащихся ,направленные на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно-Коммуникативных умений учащихся, пособствующих их самореализации. | Проектирование мегалополиса по оси Москва-Владимир- Н.Новгород. Проектирование транспортной магистрали между пунктами. Проектирование города будущего. Использование компьютерных |
5. Художественно- эстетическая |
Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и ультурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализированные проекты. | Театрализованные проекты "Индия", "Япония";
Туристический проект "Круиз по Дальнему Востоку"; "Радужный
— моя малая Родина", "Многообразие природных районов Владимирской
области"; Экскурсионный проект "Путешествие по столицам Европы"; Походы по родному краю с описанием, осенне - весенние экскурсии; "Путешествие по карте с Первопроходцами России". |
Классификация типов проектов
Критерии |
Типы проектов |
1. Содержание | Экологические, Физико-географические, Социально-экономические, Комплексные. Краеведческие, Историко-географические |
2. Уровень интеграции | Монопредметные (выполняется на материале географии); Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу). |
3. Продолжительность выполнения проекта | Мини-проект (от одной до нескольких недель, в течение недели} Средней продолжительности (месяц, несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года) |
4. Количество участников проекта | Индивидуальные; Групповые; Коллективные. |
5. Способ преобладающей деятельности | Познавательные; Творческие; Игровые; Практико-ориентированные; Исследовательские. |
6. Использование средств обучения |
Классические, традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические); Информационные и коммуникативные (компьютерные средства) |
7. Включенность проектов в тематический план |
Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания); Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала). |