К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности. Проект — это буквально "брошенный вперед", т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся нашей школы в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Тематика и выбор проектов тесно связан с программой. Большую помощь в выборе тем проектов по географии в 9 кл. способствует помещенная в учебнике ("География России: население и хозяйство", авторы А.И. Алексеев и В.В. Николина) рубрика "Участвую в проекте".

 

Типы проектов в зависимости от сферы деятельности человека

 

Сфера деятельности человека
Проектная деятельность по географии
Примеры названий проектов
1. Научно-позновательная
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, Экологических аспектов Географии Экологические проблемы Владимирской обл. (г.Радужный, г.Владимира и т.д.) Этнические традициинародов Севера. В каком районе России выхоте ли бы жить. боснуйтесвой выбор. Геральдика - как способ изучения географии и истории России. История развития транспорта Владимирской области. Социологические вопросы.
2. Практико-преобразовательная
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности Глазомерная съемка естности.Полярная съемка Измерение холма и остроение горизонталей местности (холма). Планместности в районе школы, карта Швамбрании и т.д. ПК — как источник существования человека.
3. Ценностно-ориентационная
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связаные с сохранением жизни, цивилизации Земля — наш общий дом. Природа и мы. Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем. Памятники всемирного наследия (Золотое кольцо, Суздаль) и в мире.
4. Коммуникативная
Включает Коммуникативные Потребности учащихся ,направленные на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно-Коммуникативных умений учащихся, пособствующих их самореализации.

Проектирование мегалополиса по оси Москва-Владимир- Н.Новгород.

Проектирование транспортной магистрали между пунктами.

Проектирование города будущего. Использование компьютерных
технологий на уроке географии (создание Презентаций).

5. Художественно-
эстетическая
Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и ультурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализированные проекты. Театрализованные проекты "Индия", "Япония"; Туристический проект "Круиз по Дальнему Востоку"; "Радужный — моя малая Родина", "Многообразие природных районов Владимирской области"; Экскурсионный проект
"Путешествие по столицам Европы"; Походы по родному краю
с описанием, осенне - весенние экскурсии; "Путешествие по карте с
Первопроходцами России".

 

Классификация типов проектов

Критерии
Типы проектов
1. Содержание Экологические, Физико-географические, Социально-экономические, Комплексные. Краеведческие, Историко-географические
2. Уровень интеграции Монопредметные (выполняется на материале географии); Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).
3. Продолжительность выполнения проекта Мини-проект (от одной до нескольких недель, в течение недели} Средней продолжительности (месяц, несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года)
4. Количество участников проекта Индивидуальные; Групповые; Коллективные.
5. Способ преобладающей деятельности Познавательные; Творческие; Игровые; Практико-ориентированные; Исследовательские.
6. Использование
средств обучения
Классические, традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические); Информационные и коммуникативные (компьютерные средства)
7. Включенность
проектов в
тематический план
Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания); Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).