Система деятельности классного руководителя, направленная на формирование субъектной активности учащихся в качестве опоры имеет следующие основания:
- развернутое целеполагание деятельности классного руководителя;
- модельное представление о содержании деятельности;
- программное обеспечение работы с учащимися и родителями 5-11 классов;
- наличие диагностики эффективности деятельности классного руководителя.
I. Целеполагание деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (5-11 классы) личностных качеств человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, человека самосовершенствующегося.
Чтобы обеспечить реализацию данной цели, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.
I группа – задачи в области обучения:
А) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;
Б) обеспечивать усвоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;
В) формировать общеучебные умения и навыки;
Г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.
II группа – задачи в области воспитания:
А) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;
Б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;
В) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;
Г) формировать умения самовоспитания и самообразования;
Д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;
Е) сформировать веру в себя;
Ж) создать воспитателно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.
III группа – задачи в области психического развития:
А) развивать индивидуальные способности ребенка;
Б) формировать положительную «Я-концепцию» личности ребенка;
В) формировать доминанту самосовершенствования личности;
Г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;
Д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.
IV группа – задачи в области социализации:
А) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватную самооценку, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
Б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;
В) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности – подготовить ребенка к социальной автономизации;
Г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;
Д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
II. Модельное представление о содержании деятельности
III. Программное обеспечение работы с учащимися и родителями 5-11 классов (Приложение № 1).
IY. Диагностика эффективности деятельности классного руководителя (Приложение № 2).