Система деятельности классного руководителя, направленная на формирование субъектной активности учащихся в качестве опоры имеет следующие основания:

 

- развернутое целеполагание деятельности классного руководителя;

- модельное представление о содержании деятельности;

- программное обеспечение работы с учащимися и родителями 5-11 классов;

- наличие диагностики эффективности деятельности классного руководителя.

 

I. Целеполагание деятельности классного руководителя

 

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (5-11 классы) личностных качеств человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, человека самосовершенствующегося.

 

Чтобы обеспечить реализацию данной цели, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

 

I группа – задачи в области обучения:

 

А) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

Б) обеспечивать усвоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

В) формировать общеучебные умения и навыки;

Г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

 

II группа – задачи в области воспитания:

 

А) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

Б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

В) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

Г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

Д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

Е) сформировать веру в себя;

Ж) создать воспитателно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

 

III группа – задачи в области психического развития:

А) развивать индивидуальные способности ребенка;

Б) формировать положительную «Я-концепцию» личности ребенка;

В) формировать доминанту самосовершенствования личности;

Г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

Д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.

 

IV группа – задачи в области социализации:

 

А) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватную самооценку, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

Б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

В) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности – подготовить ребенка к социальной автономизации;

Г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

Д) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

 

II. Модельное представление о содержании деятельности

 

 

III. Программное обеспечение работы с учащимися и родителями 5-11 классов (Приложение № 1).

 

IY. Диагностика эффективности деятельности классного руководителя (Приложение № 2).