Ведущей педагогической идеей опыта явилось глубокое убеждение автора в том, что основная задача деятельности классного руководителя направлена на организацию системного сопровождения формирования субъектной активности подростков в условиях современной школы.

 

Активность как психическое качество и социальное явление характеризует человека как социальную личность, выражает ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности.

 

Активность выступает во всех формах деятельности человека – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т. п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире. В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности и собственного выбора.

 

Субъектная активность – это психический процесс и психическое качество человека. Она включает активное осознание личностью себя, своего Я (самосознание, самоанализ, самооценка). Субъектная активность лежит в основе процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания, самообразования, самоактуализации и самореализации.

 

Проявлением субъектной активности служит творчество – способность субъекта к внутреннему спонтанному целеполаганию и связанным с ним действиям – созданию новых материальных и духовных ценностей. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность и т.п.

 

Ориентируясь на воспитание у подростков субъектной активности, деятельность классного руководителя помогает подростку настроиться на переосмысление своего поведения, жизнедеятельности, способствует его социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию.

 

В основу реализации данной идеи положена организация деятельности классного руководителя с опорой на программу воспитания подростков в современной школе, включающую в себя три этапа:

 

1. I этап – младший подростковый возраст 5 – 6 класс «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

2. II этап – средний подростковый возраст 7 -8 класс «ПОМОГИ СЕБЕ УЧИТЬСЯ»

3. III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст 9 – 11 класс «РЕАЛИЗУЙ СЕБЯ»