В основе данного опыта лежит идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Закон РФ об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.
Исходя из этого, мы видим, что функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса.
Необходимо обеспечить единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие согласованности между требованиями школы и семьи тяжело отражается на ребенке. Для обеспечения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые могут способствовать развитию отношений в семье, формированию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нравственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.
Все это входит в одну из важнейших задач классного руководителя. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей, которая нашла свое отражение в работах И.П. Иванова , Н.Е. Щурковой, Н.И. Дереклеевой и др.
Дети, родители, учителя-члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от их характера взаимодействия.
Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это помогает классному руководителю и родителям объединить свои усилия для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы в его самоопределении и самореализации, в преодолении трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотрудничества семьи и классного руководителя лежат принципы:
- взаимного доверия и уважения,
- взаимной поддержки и помощи,
-терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания.
Для формирования сотруднических отношений между родителями и детьми классный руководитель рассматривает классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
К коллективным формам взаимодействия педагогов и родителей относятся:
-родительские собрания
-родительские лектории
-вечера вопросов и ответов
-диспуты-размышления по проблемам воспитания
-встречи с администрацией и учителями класса
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы:
-беседы
-задушевный разговор
-выполнение индивидуального поручения
-переписка
В индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые, школой к учащимся, и становятся союзниками.
Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях.
Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.