Актуальность опыта вытекает из концептуальных оснований региональной программы педагогического сопровождения семейного воспитания на период 2006-2010 гг.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания содержательно включает в себя:
- формирование социально-педагогической компетентности родителей как необходимого условия осознания ответственности за жизнь и судьбу своих детей;
- психолого-педагогическую поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;
- психолого-педагогическое ориентирование процесса семейного воспитания.
Организационно-педагогическое сопровождения семейного воспитания
представляет собой систему организационно-педагогических, диагностических, обучающих
и развивающих мер и мероприятий для педагогов, психологов, руководителей образовательных
учреждений и родителей по развитию воспитательного потенциала семьи как ее педагогического
ресурса, а также по профилактике и решению проблем семейного воспитания.
С 70-х годов в структуре и функциях семьи произошло много быстрых и чреватых
серьезными последствиями изменений: рост числа разводов, более позднее вступление
в брак, снижение рождаемости, увеличение повторных браков и количества одиноких
людей.
Следствием кризиса семьи стали проблемы детства:
- отклонения в состоянии физического и психологического здоровья детей, спровоцированные нарушениями внутрисемейных отношений;
- асоциальное поведение детей, выраженное в стремлении уйти из дома, бродяжничестве, криминальном поведении;
- духовно-нравственная неразвитость, выраженная в безответственном поведении детей подросткового возраста по отношению к своему здоровью и здоровью будущих детей (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркомания);
- рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс. подростков кончают жизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
- резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет родителей часто зависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что с матерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственном предприятии – 71%, в коммерческих структурах - 76%. Часто родители переоценивают собственную значимость для своего ребенка: по мнению родителей, 82% детей видят в них основных советчиков, по мнению детей, - лишь 68%.
Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около 30% детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30тыс. подростков покидает семьи из-за насильственных действий родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и профессиональная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия учащихся, педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности.
Организация работы семейных клубов в школе способствует разрешению этих проблем. Они организуются на базе коллективов с целью создания сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного субъекта воспитательного процесса и служат пропагандой позитивного опыта семейного воспитания.