Мною создан и адаптирован учебно-методический комплекс учителя физики, который включает:

1. кабинет физики как одно из непременных условий обеспечения учебно-воспитательного процесса лабораторным оборудованием и средствами дидактики, обеспечивающими вариативность и дифференциацию обучения. (См. Приложение «Паспорт кабинета физики»).

Как кабинет - научно - исследовательская лаборатория кабинет физики включает традиционную часть кабинета физики и развивающую - с блоковым принципом хранения и использования фондов: 1 блок - средства обучения; 2 блок - организация использования средств обучения.

Кабинет имеет все необходимое оборудование, оснащен электронным место учителя (КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИА, ВИДЕОТЕХНИКА).

Ежегодно кабинет физики участвует в общешкольном смотре учебных кабинетов и входит в пятерку лучших;

 

2. карту УМК, в которой есть следующие разделы:

 

I.    Диагностика учащихся и определение заказа на уровень физического образования со стороны государства, школы, учащихся и их родителей (раздел дает материал к ответу на вопрос «Кого учить?»);

II.   Цели образовательной деятельности и средства их достижения, обеспечивающие реализацию содержания образования с учетом его дифференциации и вариативности (материал раздела отвечает на вопрос: «Чему учить?»);

III.  Технология обучения (раздел определяет материал, дающий ответ на вопрос: «Как учить?»);

IV. Мониторинг качества образования (этот раздел служит осуществлению рефлексии педагогической деятельности и определению ее ближайших и дальних перспектив), включающий собственно мониторинг и прогнозируемые результаты педагогической деятельности, которые определены путем получения аналитических данных за период моей работы в качестве учителя-экспериментатора.

(См. Приложение «Карта УМК учителя физики основной общей школы»)

 

В 2003 году научно-методическим советом мне было доверено представить опыт его создания на территориальном семинаре специалистов управлений образования по инновационной работе «Управление инновационными процессами на муниципальном уровне» в ходе открытого заседания учебно-методической кафедры «Естествознание», которое я и готовил как руководитель кафедры. Мой инновационный опыт вызвал большой интерес.

 

На отчетной конференции по итогам II этапа системного школьного эксперимента по теме «Разработка и внедрение УМК школы как средства управления качеством образования», проведенной городским инновационным советом в мае 2005 года, мной был сделан доклад «УМК учителя физики основной общей школы», тезисы которого размещены в школьном издании технического задания управления образования города.

 

Карта моего педагогического комплекса, представленная на открытый Всероссийский конкурс «Педагогические инновации-2005» , в состав которого входят академики РАН и РАО: Велихов Е.П., Рыжов Ю.А., Михайлова Н.И., президент РГГУ Афанасьев Ю.Н. и др., - получила диплом лауреата II степени. (Копия прилагается)
Ранее 2001 году я представил часть своих инновационных материалов, а именно научно-методическую статью «Поэлементный анализ ЗУН в ходе итоговой аттестации как средство диагностики и самодиагностики педагогической деятельности», на открытом Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» и получил диплом лауреата. (Копия прилагается)

 

Рефлексию моего педагогического труда помогает осуществить созданный мониторинг качества образования по предмету.

(См. Приложение «Карта учебно-методического комплекса», стр. 3)

 

I. Мониторинг качества образования по физике как составная часть УМК позволяет вести педагогические наблюдения и исследования, чтобы определять степень сформированности познавательных процессов: уровней развития мотивации учения, мышления, памяти, внимания, - специальных умений и навыков и даже степени готовности учащихся к образовательному воздействию меня как учителя.

(См. Приложения:

• «Результаты исследования по программе «Интеллект» доктора педагогических наук, профессора Челябинского государственного педагогического университета, доцента кафедры информатики Д.Ш.Матроса» (2006 г.)

• Анализы анкет по изучению мотивации учащихся при изучении физики (2003-04 учебный год) и «Затруднения в учебном процессе» (2003г.)

• Психолого-педагогическая диагностика стала неотъемлемой частью моей деятельности как учителя и способствовала рождению прогнозируемых результатов в достижении целей физического образования.

 

Прогнозируемые результаты УВП.

 

1. Достижение всеми учащимися образовательного стандарта обучения и функциональной грамотности:

- успеваемость не ниже общешкольной, близкая к оптимальной или оптимальная (100%)

- качество обучения по предмету не ниже среднего показателя за годы ОЭР (2000 -2005: не ниже 49 %) и общешкольного прогнозируемого качества (45 %).

 

2. Адекватность уровня обученности учебным возможностям учеников.

 

3. При обеспечении повышенного уровня образования учащихся, претендующих на профильное обучение в школе III ступени, поддержание качества ЗУН не ниже среднего показателя за годы ОЭР школы (45 %), достижение данными учащимися уровня компетентности через организацию проектной и творческой исследовательской деятельности, сохранение познавательных и содержательных мотивов учащихся классов с повышенным уровнем изучения физики.

 

4. Учащиеся – субъекты обучения в учебном процессе при активных формах организации познавательной деятельности: групповой, парной работе, само- и взаимоконтроле ЗУН.

 

5. Положительная динамика при формировании ОУУ и специальных умений и навыков.

 

6. Положительный эмоциональный микроклимат уроков.

 

7. Самостоятельная работа учащихся на уроке не менее 30 % рабочего времени на уроке.

 

II. Анализ полученных результатов в ходе мониторинга помогает определить уровень предъявления содержания физического образования для конкретных учеников и получать позитивные результаты в учебных достижениях учащихся.

 

Все учащиеся, которых я обучаю, достигают уровня базовой компетентности в овладении знаниями, умениями и навыками и успешно завершают основное общее и среднее (полное) образование (имеют успеваемость 100%). Качество обучения по предмету стабильно выше общешкольного.

 

Наглядные материалы по результативности опыта

Учебно - воспитательный процесс, интегрирующий урочную развивающую и внеурочную деятельность учащихся, создает условия для презентаций учебных достижений одаренных учеников.

 

2005 - 2006

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада Всероссийской школы математики и физики «Авангард»:

Фокин Павел – диплом призера (работа вошла в число 10% лучших физического тура),

Смакаева Светлана – сертификат участника (работа вошла в число 50% лучших физического тура)

 

2005 - 2006 -

1. Олимпиада по физике Московского физико-технического института - Сильянова Дарья - II место

2. Российский заочный конкурс-олимпиада «Познание и творчество» в рамках Национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (Обнинск) - Шеманаев Александр – звание лауреата (Копии отдельных дипломов прилагаются).

 

Адаптация учебно-методического комплекса учителя физики стимулировала мой профессиональный рост.

 

1. Педагогическая деятельность на первом этапе школьного эксперимента имела положительный результат: внесла изменения в мою учительскую философию, привела к пониманию и пробудила желание заниматься педагогикой как наукой, ввела в поле моей деятельности исследовательскую работу. Слова нашего научного руководителя Латышева Ю.И.: «Учитель, отдай ученику то, что он может сделать сам, не будь затычкой в каждой бочке», - я расценил как карт-бланш на реализацию идеи развития самостоятельности учащихся. Объем самостоятельной работы учеников на уроке никогда не бывает менее 30 % их рабочего времени.

 

2. Размышляя о том, как реализовать на практике стратегию физического образования, как учить, как контролировать результаты обучения, я сделал несколько выводов.

 

3. Мною созданы и адаптированы в учебном процессе Программы:

«Развитие мышления учащихся при изучении физики» (методические рекомендации учителям по развитию мышления опубликованы в журнале «Физика в школе», №6, 2003 г. в соавторстве с Комиссаровым В.Н., доцентом кафедры ЕМО АПК и ПРО (Москва);

- «Развитие памяти учащихся при изучении физики» (методические рекомендации учителям по развитию памяти опубликованы в журнале «Физика в школе», 6, 2005 г.).

(См. Приложения: Упражнения «Развитие памяти, внимания, мышления учащихся на уроках физики»)

 

4. Выполнение технического задания ОЭР по разработке и апробации разноуровневых материалов по диагностике и контролю знаний привело к изменению традиционного подхода к методике контроля, который стал носить развивающий характер ). В сотрудничестве с доцентом кафедры АПК и ПРО РФ Комиссаровым В.Н. мною составлены контрольные работы ко всем темам и подобраны задачи для итоговой аттестации за курс физики основной и средней (полной) школы. Пособие для учителей, изданное «Просвещением» в 2003 и повторно в 2004, в 2006 году включено Министерством образования РФ в перечень рекомендуемой учебной литературы для использования учителями страны (Приложение № 1 к приказу Минобразования РФ № 321 от 14.12.2006;

 

5. в течение 8 лет в соавторстве с Комиссаровым В.Н. написаны научно-методические статьи, книги, ставшие пособиями для учителей школ РФ. Они неоднократно опубликованы

- в научно-методических журналах «Физика в школе», «Естествознание в школе»,

- Учительской газете» и в газете «Физика» издательства «Первое сентября»,

- в издательстве «Просвещение» (в 2004 году и в 2007 году книга, изданная «Просвещением», рекомендована Министерством образования РФ к использованию в качестве учебно-методического пособия для учителей в школах России), в издательстве «Образование».

Публикации

В форме научно-методических статей:

 

2003 г.

Журнал «Физика в школе», № 6 «Развитие мышления учащихся при изучении физики»

 

2004 г.

«Наша школа», № 1 (г. Владимир) «Поэлементный анализ знаний, умений, навыков учащихся в ходе итоговой аттестации как средство самодиагностики педагогической деятельности»

Журнал «Физика в школе», № 8 «Контрольные работы по механике в X классе»

Журнал «Естествознание в школе», № 6 «Что мы знаем о небесных телах? Примерная программа элективного курса»

 

2005 г.

Журнал «Физика в школе», № 6 «Развитие памяти учащихся при изучении физики»

 

В форме учебно-методических пособий:

 

2003 г.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. М. «Просвещение»

 

2006 г. Поурочные разработки к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского «Физика. 10 класс. Методические рекомендации. Эксперимент. Решение задач. Тесты. Контрольные работы» М. «Образование»

 

Сотрудничество продолжается: в 2007-2008 г.г. к изданию готовятся новые методические пособия для учителей.

 

6. Для внеаудиторной деятельности учащихся разработаны содержание олимпиад, сценарии Турнира эрудитов и занимательных вечеров для проведения в Неделю физики. (См. Приложение: сценарий «Турнир эрудитов по физике»)

 

7. В ходе создания УМК приведена в систему работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению физики, через занятия факультативов, спецкурса, которые определяются Учебным планом школы: факультатив «Физика в самостоятельных исследованиях» (8-9 классы), факультатив или спецкурс «Методы решения физических задач» (10-11 классы).

(См. Приложение «Тематическое планирование факультативного курса «Физика в самостоятельных исследованиях»)

 

8. Реализации воспитательных целей школы и содержания по предмету физики с 2005-2006 учебного года служат элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Программа элективного курса «Что мы знаем о небесных телах?» авторская и опубликована в журнале «Естествознание в школе» ( №6, 2004), представлена слушателям курсов повышения квалификации в ВИПКРО (2004 г.)

 

9. На новом этапе опытно-экспериментальной работы школы (2006 - 2010) составлена Программа моей опытно-экспериментальной работы по теме «Достижение нового качества образования по физике через создание электронной среды по модели «МатросСофтШкола» («МС Школа»)», к реализации которой я приступил с 01.09.2007 года.
(См. Приложение «Программа ОЭР учителя физики МОУ СОШ № 19 г. Коврова Заботина В.А. на 2006 - 2010 г.г.»)