«Создание и адаптирование в учебном процессе учебно-методического комплекса (УМК) учителя физики в основной школе как средства управления качеством физического образования» - это моя тема как учителя экспериментатора в период с 2001 по 2005 г.г.

 

Диагностический этап моей педагогической деятельности – первый при создании УМК, который позволяет дать педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей учащихся классов, где я преподаю предмет физики, узнать уровень учебных притязаний и увидеть зону ближайшего развития в области познавательной сферы, в первую очередь мышления.

 

Определение целей физического образования в собственной педагогической практике учителя – важный и трудный этап, который становится возможным при создании следующих условий:

 

- соотнесение их с целями образовательной области «Естествознание», куда физика входит как одна из его предметных составляющих;

- учет особенностей контингента и политики моей школы в построении учебно-воспитательного процесса.

 

Государственный стандарт физического образования в образовательной области «Естествознание» определен авторским коллективом под руководством Ю.И. Дика и опубликован в сборнике «Учебные стандарты школ России» (издательство «Прометей», Москва, 1998 г., страницы 79 – 113).

 

Как учитель, работающий в XXI веке, я учитываю, что в «послеспутниковый период» во всем мире физика стала частью не только естественнонаучного, но и гуманитарного образования, парадигмой современного научного мышления. Содержание собственно физического образования вместе с представлениями о физике как части гуманитарного образования способствует решению задачи формирования современного научного мировоззрения, необходимого для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту, для продолжения образования. А именно:

- знание основ современных физических теорий, составляющих ядро содержания физического образования,

- овладение языком физики и умением его использовать для анализа научной информации и изложения основных физических идей в устной и письменной формах,

- формирование умений систематизировать наблюдения явлений природы и техники, планировать и проводить экспериментальные исследования,

- приобретение элементарных практических умений пользования измерительными приборами и приспособлениями в результате самостоятельного выполнения широкого круга экспериментов, исследовательских работ.

 

При создании УМК я учитывал особенности школы, где работаю. Школа № 19 - учреждение с разноуровневым и профильным обучением. Особенность ее - дифференцированное образовательное поле с классами разного статуса. В 2006 – 2007 учебном году моя педагогическая деятельность осуществляется в лицейском 9б (инженерно-экономической направленности), профильном (физико-математическом) 10а, общеобразовательных классах, а в предыдущие годы, кроме названных, в нагрузке были и СКК (специальные (коррекционные) классы) VII вида.

 

В школе разработан трехуровневый учебно-методический комплекс как средство целостного осмысления воспитательно-образовательного процесса в ней и управления качеством образования.

Он включает Образовательную программу школы:

- миссию как идеологию образовательного процесса,

- модель выпускника как стратегический ориентир деятельности школы, веер моделей выпускника (школы I, II и III ступеней),

- Программу воспитательной деятельности,

- мониторинг результатов качества образования.

 

Образовательная программа - это документ школы, который регламентирует мою педагогическую деятельность по созданию моего учительского учебно-методического комплекса. УМК учителя – это микроуровень Образовательной программы школы.

 

Для меня становится важным, что процессы обучения и воспитания в школе рассматриваются во взаимосвязи и проникновении друг в друга. Системообразующими идеями являются целевые ориентиры:

- личностное развитие детей при сохранении их физического и психического здоровья,

- формирование личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, среди которых на одном из первых мест стоят знания,

- дифференциация обучения, обеспечивающая доступность качественного образования каждому ребенку в соответствии с его учебными возможностями,

- субъект-субъектные отношения учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

 

Соотнесение государственного образовательного стандарта и политики школы № 19 помогли понять мою миссию (основополагающую цель) как учителя физики:

 

- на основе освоения системы знаний о законах природы и ознакомления с методами ее познания научить видеть и применять их в жизни;

- побуждать учащихся к саморазвитию в соответствии с их личностным потенциалом при условии сохранения физического и психического здоровья учащихся;

- способствовать формированию научного мировоззрения и экологического мышления.

 

Она трансформируется в ряд целей построения учебно-воспитательного процесса на основе принципа диагностичности:

 

1. в соответствии с уровнем учебных возможностей учеников сформировать знания об основах физической науки, представляющей научную картину мира, и ее методологии, научить видеть физику в природе и применять на практике;

 

2. развитие личности учащихся в области познавательной сферы (в первую очередь, памяти и мышления), общеучебных и специальных умений и навыков: умений добывать, воспринимать и перерабатывать научную информацию, коммуникативных умений в процессе обучения на уровне субъект-субъектных отношений и исследовательских умений (путем интеграции урочной и внеурочной деятельности по предмету в работе с «одаренными детьми»);

 

3. использование возможностей предмета для формирования самостоятельности, убежденности в познаваемости мира, культа знаний, уважения к творцам науки, экологического мышления.

 

Программно-методическое обеспечение, выбранное мною, исходя из личностной парадигмы и принципа вариативности современного образования, этапа целеполагания, отобрано и корректируется с учетом статуса классов в учебной нагрузке.

 

Взятый мной учебный комплекс интегрированного курса «Физики и астрономии» (программа и учебники Ю.А.Дика, А.А.Пинского) оптимально удовлетворяет требованиям:

- соответствует обязательному минимуму содержания физического образования,

- создает условия для завершения курса физики в основной школе,

- обеспечивает взаимодействие с пропедевтическим курсом естествознания и параллельно изучаемыми математикой, химией, биологией, географией,

- утоляет интерес подростков к астрономии,

- раскрывает проблемы экологии и отношений человека с природой и техникой,

- реализует идею уровневой дифференциации и развития (есть материал, адресованный учащимся с высокой мотивацией по предмету, выделенный авторами),

- уделяет внимание домашнему эксперименту,

- разработанные Программы развития учащихся в области познавательной сферы (памяти и мышления) также интегрированы в содержание курса «Физика и астрономия».

 

Курс обеспечен методикой преподавания и дидактическим материалом под редакцией Кирилловой.

 

Технология физического образования строится мной на основе:

 

- проектирования учебно-воспитательного процесса по физике в форме ТКДМ (технологической карты дидактического модуля – своеобразного тематического планирования) и структурирования курса «Физики и астрономии» блоками, включающими одну или несколько небольших тем,

- модульного (составного, блочного) урока Народного учителя РФ Латышева Ю.И.: его алгоритмы разработаны с учетом технологичности, т.е. направленности урока на результат обучения и осуществление рефлексии, комфортности пребывания учащихся на уроке (эмоциональном климате, основанном на смене видов деятельности по модулям, обязательной коррекции перед контролем ЗУН, соблюдении принципа субъект-субъектных отношений в ходе УВП и сокращения до минимума объема домашних заданий),

- включения в урок вопросов для взаимоконтроля, алгоритмов, позволяющих создать ситуацию успеха при выполнении самостоятельных работ теми, кто испытывает затруднения при изучении физики,

- права выбора учащимися уровня ответа,

- проведения открытого (заранее объявленного учащимся) тематического итогового контроля ЗУН на специально отведенных уроках,

- решение учебно-развивающих задач через реализацию принципа субъектности обучения: в качестве методического инструментария развития учащихся и превращения их в субъект обучения использую парную и групповую формы организации учебной работы на уроках: взаимный (парный и групповой) коррекционный контроль знаний, взаимообучение, кооперативно-групповую форму,

- для обеспечения успешности школьного обучения, которая самым непосредственным образом связана с тем, насколько развита личность учащихся в области познавательной сферы: какие имеются особенности в формировании памяти и мышления, - созданы условия для развития учеников в учебном и внеурочном процессе (для развития памяти, внимания, мышления, мотивации учения). (По мнению академика РАО Монахова В.М. и Народного учителя РФ Латышева Ю.И., программы развития - это сквозные методико-содержательные линии школьного образования).