Традиционно под УМК учителя понимаются средства обеспечения содержания образования по предмету (программы, учебно-методические пособия учителя и ученика), оборудование, наглядность и учебно-методические средства (дидактические материалы).
Такое представление об УМК не дает возможности учителю точно ответить на вопросы: каково мое предназначение учителя конкретной школы и конкретных учеников, целостно осмыслить свою педагогическую деятельность в условиях разноуровневого и профильного обучения, спроектировать и выстроить ее в систему и, главное, как этой системой управлять?
Создание УМК учителя как средства управления качеством современного образования - актуальная проблема. Решение ее:
1. способствует научной организации учительского труда, организации педагогической деятельности, ориентированной на конечный результат с учетом государственного стандарта обучения и особенностей школы, где проходит учебный процесс;
2. создает условия для проектирования, анализа и приведения в систему педагогической деятельности с учетом:
- особенностей ученического контингента,
- альтернативного отбора содержания и технологии обучения в условиях модернизации образования,
- необходимости создания мониторинга качества образования по предмету и рефлексии педагогической деятельности.
В преподавании предмета физики нормативным документом является государственный стандарт физического образования, который учитывается мной при целеполагании педагогической деятельности одним из первых. Он определяет требования:
- к ядру содержания общеобразовательного курса физики и базовому уровню его предъявления учащимся,
- к объему учебной нагрузки по классам,
- к уровню обязательной подготовки учащихся, сформулированному в виде требований к научным представлениям о мире, знаниям и умениям учеников по предмету физики.