Технология программно-целевого управления включает в себя следующие этапы.

 

1 этап. Аналитико-диагностический

 

На данном этапе проводится диагностика исходной ситуации, поиск направлений и идей развития образовательного учреждения. В результате необходимо было ответить на вопросы:

- Что представляет собой ОУ сегодня, каковы его сильные и слабые стороны?

- Какой хотелось бы видеть школу в будущем?

- Какие возможности существуют для достижения цели, что может этому помешать?

- Какие действия и в какой последовательности должны быть совершены, чтобы достичь цели?

 

Создается рабочая группа - своего рода команда «мозгового центра», в состав которой вошли члены администрации и творческие педагоги. Она, в первую очередь, провела и обобщила итоги анкетирования участников учебно-воспитательного процесса (приложения 1-4), изучила опыт комплексно-целевого планирования.

Результаты анкетирования показали, что 84% учащихся школы считают глобальной проблемой человечества экологическую, 78% учащихся проявляют интерес к предметам экологического цикла, 94% учащихся,88% учителей и 92% родителей оценили высокий уровень проводимых в школе мероприятий экологической направленности. Также были учтены такие немаловажные факторы, как наличие учебно-опытного участка площадью 1,2 гектара, состоящий из 17 отделов (Приложение №5), расположение школы в непосредственной близости к природным сообществам: луг, лес, поле, болото, родник, река.

В 2002 году проводится педсовет, где было принято решение о введении в качестве приоритетного направления – экологическое.

 

2 этап – планово-прогностический

 

На втором этапе самым трудным и ответственным моментом было определение цели и задач деятельности коллектива. В ходе деловых игр, собеседований и согласования позиций делается следующий вывод:

создание в школе условий для развития личности учащихся через формирование экологической культуры - как генеральная цель школы, принимается педагогами, учащимися и родителями. Задачи ( см. программу, стр. 4 ) учитывали:

 

- анализ фактического и желаемого состояния школы;

- потребности участников учебно-воспитательного процесса;

- реальное ресурсное обеспечение.

 

Результатом второго этапа стала разработка и утверждение комплексно-целевой программы развития ОУ «Шаг в будущее»на 2002-2007 годы (приложение №6), моделей выпускника и педагога (приложения №7 и №8)

 

3 этап - организационно – исполнительский, обеспечивал эффективность работы коллектива по реализации комплексно-целевой программы.

 

- Разрабатывается структура управления программой (приложение № 9)

- Организуется деятельность школьного методического совета ( приложение №10)

- Отрабатывается экологическое содержание образования по следующим направлениям:

 • интеграция программного материала с содержанием экологического образования;

 • расширение объема экологического содержания в рамках естественно-научного цикла;

 • введение специальных экологических курсов («Твой выбор», «Цветоводство», «Юный исследователь», «Юный фенолог».

 

Организуется профессиональная подготовка учащихся по профессии «Плодоовощевод» (приложение №11)

- Обновляется внеурочная воспитательная деятельность:

 • создается детская общественная экологическая организации «РОСТ», научное общество учащихся «Шанс» (приложение №12),трудовое объединение школьников 5-11 классов «Витамин роста»;

 • увеличивается количество кружков разной направленности, в том числе по экологии, разрабатываются авторские программы (приложение №13 и №14);

 • разрабатываются и осуществляются проекты «Хочу делать свое дело», «Новое поколение выбирает», «Уголок России -школьный двор» и др.;

 • проводятся коллективные творческие дела, становящиеся школьными традициями; среди них:

 • эколого-туристический слет «России не узнаешь, не зная края своего»,

   · путешествие по экологической тропе «Познай мир природы»,

   · экономическая игра «Эко-бизнес»,

   · конкурс «Юннат года» (приложение №15),

   · ролевая игра «Формула здоровья»,

   · дни науки «Дети – творцы ХХ1 века»

 • Организуется обучение учителей, которое выполняет задачи мотивации и их подготовки к освоению новшеств через семинар «Экологическое образование в школе» (приложение №16), проведение открытых уроков, мастер - классов, подготовку и защиту рефератов.

 

4 этап- контрольно-коррекционный обеспечил:

 

 • организацию изучения промежуточных и конечных результатов деятельности коллектива по реализации программы (приложение №17);

 • принятие управленческих решений, обеспечивающих своевременную коррекцию деятельности коллектива на основании полученных данных;

 • организацию рефлексивной деятельности коллектива.