В современной педагогической литературе по названной проблеме можно обозначить следующую проблематику:
1. Происхождение и понятие "мониторинга". Актуальность проблемы.
Термин мониторинг - от monitoring (англ.)- контроль- пришел в педагогику из сферы социологии, экологии. Наиболее часто стал использоваться после аварии на Чернобыльской АЭС, когда встала острая необходимость отслеживания состояния здоровья пострадавших детей.
Актуальность использования технологии мониторинга в сфере образования была продиктована остротой проблемы качества образования, предполагающей необходимость отслеживания не только степени обученности, но и степени обучаемости учащихся, что и является показателем качества работы педагога.
Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. иными словами, мониторинг - регулярное отслеживание качества усвоения ЗУН в учебном процессе.
2. Объект и предмет мониторинга. Типы внутришкольного мониторинга.
Объектом мониторинга может являться отдельный ученик, группа учащихся, класс; предметом - знания, умения, навыки, формируемые педагогом.
Основными типами мониторинга в школе являются педагогический и психологический мониторинги.
3. Целевые установки педагогического мониторинга.
Мониторинг является многоцелевым процессом, и в зависимости от основополагающих целей выделяются следующие характеристики мониторинга:
- сравнительный характер (сравнение обученности классов, групп, отдельно взятого ученика),
- пролонгированный характер (многократный сбор информации за длительный период у определенного контингента учащихся,
- констатирующий характер (выявление и описание ЗУН учащихся),
- диагностирующий характер (выявление причин установленного состояния ЗУН учащихся),
- прогнозирующий характер (прогноз успешности обучения исходя из установленного состояния обученности).
4. Методика реализации технологии мониторинга.
Практическая реализация мониторинга как новой информационной технологии предполагает прохождение следующих этапов:
- формирование цели мониторинга и её конкретизация в задачах,
- определение системы контроля. Система контроля предполагает наличие следующих элементов:
• типа контроля: входной (начальный) --- текущий --- тематический --- рубежный (промежуточный) --- итоговый --- выходной (выпускной, экзаменационный);
• способов контроля (устный (индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимоопрос), письменный (сочинение, диктант и т.д.), графический (рисунки, схемы и др.), игровой (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки), тестовый (альтернативный, многовариантный, порядковый, конструктивный, распределительный);
• критерии оценки (в зависимости от шкалы оценок: балльно-оценочная, цветовая шкала оценок, зачетная система, портфолио и др.),
- подведение итогов контроля. Официально принятая 5-балльная шкала оценок не является объективной оценкой качества деятельности ученика и учителя. Для качественной работы необходимо добиться на каждом этапе обучения определенного единого уровня успешности; если же установлено, что при тематическом контроле менее 85% учеников овладело целью, необходимо повторение изученного, чтобы перейти к новому разделу. Рекомендуется также выделять уровни затруднений: если общее количество баллов класса за тест не превышает 5% от максимального, это 1-ый (низкий) уровень, 5-15% - 2-ой (средний), 15-25% - 3-ий (высокий), более 25% - 4-ый (высший). Если уровень успешности ниже третьего, необходимо закрепить пройденный материал.
Для обобщения результатов мониторинга заранее планируется система отслеживания, которую можно занести в таблицу:
Чтобы отследить степень обучаемости отдельных учеников, составляются матрицы результатов:
Учет индивидуальных результатов можно вести по индивидуальным матрицам:
5. Целесообразность мониторинга.
Всегда ли нужен мониторинг? Надо ли отслеживать то, что заранее известно? Мониторинг целесообразен тогда, когда трудно заранее спрогнозировать цели:
- когда объект мониторинга постоянно меняется,
- когда надо постоянно поддерживать объект в заданных параметрах,
- когда изменения скрыты и нет уверенности в их положительном характере,
- если нет четко очерченной диагностируемой цели, а надо знать общую тенденцию.
6. Оценка мониторинга.
Мониторинг характеризуется своей технологичностью и практической важностью как для повышения качества ЗУН ученика, так и для рефлексии труда педагога. Но у мониторинга есть и недостатки: его трудоемкость, степень эффективности, пассивная роль учеников. Возможными путями преодоления трудоемкости мониторинга видятся использование ИКТ и развитие самоконтроля учеников.
Таким образом, мониторинг- процесс отслеживания результатов педагогического общения между учителем и учеником, при котором используются разные формы и методы контроля, а среди приоритетных результатов выделяются не столько количественные или сравнительно-количественные (степень обученности), а качественные и сравнительно-качественные (степень обучаемости) с последующей диагностикой, корректировкой и прогнозированием будущей педагогической деятельности, что является результативностью не только деятельности самого учащегося, но и показателем эффективности педагогической практики учителя, его рефлексией.