Названная проблема актуальна и перспективна, т.к.

 

- во-первых, главная задача, стоящая перед российской массовой школой и мировой педагогикой в целом, заключается в повышении эффективности обучения с ориентацией на сущностный потенциал ребенка как личности, т.е. не на количество, а на качество знаний, которое не может быть продиагностировано на основе официально принятой системы оценивания;

 

- во-вторых, как показывают педагогические наблюдения, психологические тесты и медицинские исследования, при переходе учащихся из начальной школы в основное, а затем в старшее звено уменьшается интерес большинства учеников к учению, часто падает сознательная мотивация обучения, снижается уровень здоровья. В итоге не более 5% старшеклассников считаются здоровыми. А это будущее нашей страны! Думается, что среди педагогических причин названных негативных фактов можно выделить: перегрузки учеников, неполное соответствие содержания, методов, форм работы с природо- и культуросообразностью детей, наконец, малое использование социального опыта учащихся и недостатки в предпрофильном образовании и содействии социализации подростков ("искусственные" предметы , отрыв обучения от жизни и практики). Важным моментом для преодоления подобного состояния в школьном образовании является формирование субъектной позиции ученика, который, зная динамику своих учебных достижений в ходе мониторинга, способен совместно с педагогом скорректировать свою образовательную траекторию: не знал - узнал, не умел - научился;

 

- в-третьих, учитывая адаптивный характер своей школы, ее целевую установку на "обеспечение образовательных потребностей и доступности качественного образования через совершенствование учебного плана школы" (из "Целей и задач школы №31 на 2006-2007 уч.год"), а также главный принцип- "школа для всех", т.е. на одной учебной территории благодаря модифицированию учебного плана, дети и их родители получают возможность выбора образовательных услуг, а учителя- простор для творчества.

Работа над выбранной темой важна и в рамках методической темы школы ("Формирование субъектной позиции ученика в обучении через использование современных образовательных технологий в учебном процессе"), поскольку мониторинг - обязательное условие достижения названных целей, а кроме того наглядная картина качественных результатов учебы для ребят и их родителей;

 

- наконец, помня о том, что сам учитель только тогда остается учителем и образцом для своих учеников, когда сам постоянно самосовершенствуется, любой педагог должен профессионально расти. Учитывая высокий рейтинг своего учебного учреждения, невозможно работать только по имеющимся шаблонам, не познавая нового, не анализируя свои успехи и неудачи, а мониторинг качества образования - один из способов рефлексии педагога.