"Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь".
Древнекитайская мудрость.

Развитие познавательного интереса учащихся через учебную деятельность:

История - познавательна, поучительна, интересна и увлекательна. Поэтому для учителя открываются большие возможности заинтересовать ребят предметом. Образный, красивый рассказ о событиях, людях, окружающих вещах. Мне нравится видеть лица моих учеников, когда они слушают: их глаза смотрят прямо на меня, не прячась, такие открытые, доверчивые, увлеченные. Но я понимаю, что не могу быть только одним действующим лицом на уроке, я хочу, чтобы говорили они, чтобы думали, спорили, умнели, взрослели, развивались. Поэтому все время что-то пытаюсь придумать, "сотворить".

Работа учителя всегда требует внимательного наблюдения за учениками (их ростом, продвижением), осмысления целей и задач, которые ставит учитель. Поэтому, когда ко мне приходят пятиклассники, я сразу исследую уровень их подготовки, чтобы дальше работать над их развитием. Первая встреча должна быть яркой, запоминающейся, чтобы им обязательно хотелось идти на урок истории (этому способствуют и внешний вид учителя, и уютная обстановка в классе, и доброжелательное общение, интересный фактический материал, разнообразные, соответствующие возрасту и уровню учеников формы работы). Очень важно, чтобы ребята получали как можно больше положительных эмоций в процессе познания исторической науки. Не секрет, что ученики 5-6 классов очень любознательны, но учителю необходимо преобразовать их интерес в более глубокий - внутренний познавательный.

На первом уроке в 5 классе рисую на доске мелом старинную дверь и объясняю ребятам, что эта загадочная дверь ведет в страну "Историю", но попасть в эту страну могут только подготовленные ученики, только они могут открыть такую старинную тяжелую дверь, а внизу на доске нарисованы 4 больших ключа. Вам нужно отгадать, что это за ключи, и проверить их. Ученики рисуют дверь и ключи в своих тетрадях, а затем мы начинаем вместе размышлять, что необходимо знать человеку, попавшему в удивительную страну "Историю". Оказывается, что первый ключ - это историческая карта, второй - счет лет в истории, третий - учебник, а четвертый - исторические источники. Далее мы проверяем наши ключи, готовы ли мы войти в страну "Историю". Подробнее об этом уроке можно прочитать в Приложении 1.

При составлении тематического планирования различных курсов истории тщательно обдумываю формулировки тем уроков, так как в начале изучения нового материала большое внимание уделяю начальной мотивации учащихся. Например, прочитайте название темы урока, выделите ключевые слова в названии темы, объясните, о чем пойдет сегодня речь? Какие слова для вас не знакомы? Что вы об этом событии или человеке слышали или знаете, как вы думаете, правильно ли характеризует определение, содержащееся в теме, явление или человека? Как вы понимаете это определение, какие чувства у вас возникают? Часто название темы урока может измениться в ходе подготовки учителя к нему.

Привожу фрагмент тематического планирования (формулировки тем уроков) по Истории России XIX века.(8 класс)

Традиционные формулировки тем уроков
Предлагаемые формулировки тем.
1.Россия на рубеже XYIII - XIX веков. 1. Россия в конце XYIII - начале ХIХ века: достижения и проблемы страны и ее населения.
2. Внутренняя политика России в 1801 - 1806 годах. 2. Начало царствования Александра I:
"дней Александровых прекрасное начало"?
3.Реформы М.М.Сперанского. 3. Наш земляк - великий государственный деятель М.М.Сперанский: судьба реформ и реформатора в России.

4. Внешняя политика в 1801-1812 г.г.

4. Внешняя политика России в 1801 -1812 годах: приоритетные направления.
5. Отечественная война 1812 года: нашествие Наполеоновской армии. 5. Значение Бородинского сражения в событиях Отечественной войны 1812 года.
6. Изгнание Наполеона из России. Историческое значение Отечественной войны 1812 года. 6.Подвиг народа России в Отечественной войне 1812 года.
7.Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1812-1825 годах. 7.Роль России в разгроме Наполеоновской Франции.
8.Внутренняя политика в 1814-1825 г.г. 8.Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года: попытки реформ и отказ от них.
9.Общественное движение. 9.Общественное движение после Отечественной войны 1812 года: цели и программы участников.

 

Далее следует заметить, что предлагаемые формулировки тем носят проблемный характер, поэтому может возникнуть вопрос о том, что будет делать учитель в средней школе? Думаю, педагог может выйти на другие проблемы и более высокий уровень их решения, прекрасный пример такого подхода представлен в опыте учителя школы № 26 г. Владимира, Бирюковой И.Г. (Материалы к уроку "Александр Первый", Преподавание истории в школе, 1999, №5, с.55-60).

 

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ МАТЕРИАЛА УРОКА:

 

Использование возможностей учебника

 

Начиная работу над конспектом урока, в тексте начинаю искать главное - проблему, мысль, факт, кажущееся или скрытое противоречие, которые помогут сделать тему интересной для учеников, заставят их задуматься. Например, когда я задумала урок в 7 классе "Люди XYII века" (Приложение 2) главную идею урока мне "подсказала" автор учебника - Черникова Т.В. Я подумала: "Почему автор включила в учебник этот параграф, наверное, не случайно?". Тема прекрасная, можно спланировать урок обобщения и одновременно связать с развитием культуры в XYII веке. Но в какой форме, чтобы это было интересно, запомнилось, чтобы ребята задумались? И вдруг, в этом же учебнике я нахожу слова Ю.Крижанича о нас, русских в ХVII веке:

"…Русские не лишены пороков…, умы их спят, нет умения ни в торговле, ни в арифметике, ни в земледелии, купцы не учатся даже арифметике, все ленивы… Россияне носят одежду некрасивого покроя, головы и бороды не чесаны, деньги прячут в рот. Во всем неопрятность: подают гостю братину с вином и пальцы туда окунают, посуду не моют. Одежда грязна - зайдут русские купцы в лавку, после них целый час стоит смрад. Дома неудобны, малы, окна узкие, через них дым валит, труб часто нет. Погрязли в пьянстве…" Вот она, проблема: какими были русские люди в XYII веке, прав ли Ю.Крижанич? Чем наши предки отличались от других народов, насколько были развиты, как относились к миру, что их волновало, к чему были равнодушны, почему?

Когда определена главная проблема или ведущая мысль урока, ставлю цели и задачи урока, затем начинается более тщательный отбор содержания: как содержание работает на тему, что необходимо добавить, какая часть урока, задание, форма работы будет самой главной. Мой опыт, ознакомление с опытом других педагогов показал, что не всякий интересный материал будет работать на уроке, а только если он помогает решить главные его цели и задачи.

 

Использование исторических источников, литературных произведений и историографии.

 

Вернусь опять к уроку по XVII веку. Я открыла для себя "Повесть о Шемякином суде", когда только начала работать в школе. Удивительный источник. В нем - и юмор, и отношение к жизни, смерти, к власти, к религии, представления наших предков о добре и зле. Раньше я его брала на уроке по культуре XYII века как иллюстрацию, а теперь поняла, что возможности этого документа гораздо шире. Он может быть использован как средство для решения проблемы. Поэтому я применяю его на уроке по XYII веку, и во внеклассной работе, когда провожу конкурс "Наша Родина Россия". Решила перед конкурсом дать ребятам домашнее задание - приготовить исторические сцены из прошлого нашей Родины, в которых нашло бы отражение состояние прав человека в различные эпохи. Этот конкурс я провожу в 9 классе, связываю его с изучением Конституции России, прав человека и гражданина. Когда с ребятами обдумывали тематику сцен, получилось, что одни взяли отрывок из "Повести о Шемякином Суде", а ученики параллельного класса сами придумали сцену о жизни дворян в начале XIX века. Оказалось, что ученики, хотя прошло почти два года, прекрасно запомнили эту "Повесть" и с удовольствием ее разыграли.

Часто нужные примеры приходят на память по ходу урока:

Семинар в одиннадцатом классе: "Россия в начале XX века: революция или реформы?" Проблема: "Очередная историческая альтернатива. Особенности вариативного характера Российской истории". Время альтернатив, этап урока о социальном составе русского общества, политических партиях. Чего хотели и ждали различные классы, слои, группы общества от власти? Чувствую, что никак не могу заинтересовать ребят проблемой и вдруг вспоминаю прекрасный факт, прочитанный мной у М. Зощенко о том, как он во время голода начала 20-х годов ХХ столетия приехал в деревню, менять вещи на продукты. Шли они с другом по деревенской улице и вдруг навстречу им - крестьяне. Встали у обочины, в лаптях, сняли шапки и кланяются, пока "господа" не прошли, так и стояли.

"Почему?" - спрашиваю ребят. А потому, что одеты по-городскому, хорошо, как баре. Вот оно - вековое рабство, сила привычки, сколько лет прошло, уже и не временнообязанные, а еще рабы. Какие партии в России претендовали на власть, на кого опирались? Почему?

Однажды по радио случайно услышала воспоминания одного человека о своем школьном учителе физики. Прошло много лет, а ученик восхищенно рассказывал, что его учитель, когда преподавал физику, то для того, чтобы его лучше поняли ученики, приводил примеры из литературы, особенно из рассказов М. Зощенко и своей любовью к этому писателю "заразил" в хорошем смысле своих учеников. Я решила прочитать эти рассказы и повести. Для меня открылся удивительный мир. В старших классах иногда цитирую самые яркие страницы на уроках по культурной революции, новых явлениях в жизни советских людей, юмор ведь тоже очень важен при осмыслении материала. Например, "Рассказ о письме и о неграмотной женщине", "Свадебное происшествие".

Теперь я острее чувствую несправедливость гонений, которые были организованы против М.Зощенко и А.Ахматовой. Отрывки из "Реквиема" Анны Ахматовой звучат на уроках о сталинских репрессиях. Русская проза, стихи - обязательная составляющая многих уроков. Немыслимо преподавание истории без литературы, жаль только, часто не совпадает материал по истории и литературе: Восстание Емельяна Пугачева в 7-ом, а "Капитанская дочка" в 8-ом. Несмотря на это, сказку старой калмычки обязательно обсуждаем с ребятами на уроке.

Поэты "серебряного века", К.Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…", "Жди меня", А.Пушкин - отрывки из "Евгения Онегина", "… Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной…"

Все фрагменты, приведенные выше, показывают, что учитель истории должен много читать, знать искусство: живопись, архитектуру, музыку. "Ребята! Оказывается, краски бывают теплые и холодные, почему художник избрал именно такие? Какие чувства хотел передать иконописец Лука в образе Богоматери?"

При изучении тоталитарного общества сравниваем тоталитарное государство в Германии и в СССР: одна из форм - работа с текстами Торжественного обещания пионеров Советского Союза и Клятвой членов организации "Гитлерюгенд", принимаемой ими в день рождения Гитлера. Текстами военной Присяги новобранцев двух армий: "клянусь тебе, Адольф Гитлер, тебе - фюреру и канцлеру германского рейха, быть верным и храбрым. Я торжественно обещаю тебе и назначенным тобою начальникам хранить послушание до самой смерти, и да поможет мне бог…" (об этом можно прочитать в книге Мельникова Д., Черной Л. Империя смерти, М., 1989, с.150). А цель - через исследование источников понять принципиальные отличия разных вариантов тоталитаризма, его особенности.

Чтобы дать научное представление о процессах, учителю необходимо отбирать не только факты, но и мнения историков, современников о важных событиях, явлениях, процессах и личностях. Это можно увидеть в Приложениях к работе (о Бородинском сражении, о Петре Великом).

Петр Великий. Яркая эпоха, сама личность Петра удивительна. Готовимся к конкурсу "Люблю тебя, Петра творенье!" Как мы с ребятами радовались каждому открытию, словно "золото" какое откапывали. А знаете, какие скульптуры стояли в Летнем саду, а что они обозначали, а почему колонны ростральные? Даже если и заняли не первое, а третье место в районном конкурсе, но, сколько нового и интересного узнали. Стали больше читать, поняли как это здорово! (это не мои слова, а моих учеников).

Далее можно посмотреть в Приложении 2 к данной работе приводится материалы к уроку - соревнованию в 7 классе " Петр Великий в оценках современников, историков и потомков".

 

Краеведческий материал на уроке.

 

В работе большое место отвожу изучению краеведческого материала. Главный принцип такой:

история России - история края - история малой Родины - история России. Ребятам ближе и понятнее воспринимать историю Родины, если речь идет о людях, живущих по соседству, их родной школе, деревнях, которые расположены рядом, железной дороге, которая проходит через их родной поселок, речках. Краеведческий материал дает возможность для вовлечения учащихся в процесс активного познания исторических процессов и явлений. В ходе урока в 9 классе " Духовная жизнь советского общества в 20-ые годы: достижения и потери" (см. Приложение 3), ребята исследуют "Отчет о проведении антирождественской кампании в Крюковской опорной школе", этот документ (как и многие другие) я обнаружила в Государственном Архиве Владимирской Области.

В результате исследовательской работы в Архиве, поисковой работы для школьного историко-краеведческого Музея мною совместно с ребятами накоплен интересный материал, который я использую на уроках.

Впервые ввожу краеведческий материал, говоря об исторических источниках, приношу вещи, хранящиеся в школьном Музее, впоследствии активно использую его при изучении большинства тем по истории России, например:

История России
Краеведческий материал
История восточных славян и их соседей. Объясняем некоторые топонимы нашего края и владимирской земли: речки Поль, Плесневка, Клязьма, деревни Мирхово, Головино, Каменица, Стариково, город Владимир.
Монголо-татарское нашествие и иго. Вспоминаем легенды жителей о том, что через наши деревни шло войско Батыя, Неврюева рать, что дало название деревням Малое и Большое Неврево.
Реформы патриарха Никона. Используем материалы о старообрядцах, живших на территории нашего края.
Население России в начале XIX века. По карте определяем место проживания государственных и помещичьих крестьян на территории Судогодского уезда.
Положение крестьян во II половине XIX века и отмена крепостного права. Выясняем, почему помещик Кашанин сослал в 1860 году почти всех крестьян деревни Неврево в Сибирь; узнаем, что часовня в деревне Веригино, построена на деньги крестьян в честь отмены крепостного права.
Столыпинские реформы. Говорим об открытии земских школ во Владимирском уезде, в том числе 15 сентября 1909 года нашей школы (тогда Крюковской), строительстве и открытии в 1904-1905 годах частной узкоколейной железной дороги на деньги капиталиста Полякова.
Большевики и церковь. Работаем с документом "Отчет об антирождественской кампании в Крюковской опорной школе", вспоминаем события связанные с репрессированием священника старообрядческого Роговского храма Григорьева А.Н. и разрушением этого храма в 1938 году, используем воспоминания жителей о том, как "плясали под гармонь", когда сбросили колокол.
Коллективизация в СССР. Изучаем судьбы раскулаченных крестьян на территории нашего края.

 

В девятом классе при изучении темы: советское общество в 30-ые годы, не просто сообщаю фактический материал об идеологизации духовной жизни, а конкретно рассматриваем с ребятами историю развития пионерской организации. Заранее готовятся сообщения по материалам школьного музея о пионерской жизни нашей школы, о том, кто такие пионеры, их символике, добрых делах пионеров.

Особое внимание уделяю подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны: тыл в годы войны, о самолете "Алферовский колхозник" и т. д. Послевоенный период: укрупнение колхозов, строительство и изменения в нашем поселке, его предприятия, инфраструктура, реформа школы - что происходило на нашей малой Родине, почему?

Именно с познания своей малой Родины начинается любовь и уважение к ее истории. Больше всего я радуюсь, когда совсем слабые ученики приносят на урок с душой выполненные задания. На уроке обществознания по теме "Человек и культура", ребята получают задание подготовить рассказ о самых интересных объектах нашего поселка, которые на их взгляд необходимо сохранять; что они могли бы рассказать замечательного о родном поселке его гостям, что показать. Ученик принес редкую фотографию о том, как в нашем поселке примерно в 1958 году сел самолет, терпящий аварию, принес рассказ об этом событии, записанный со слов бабушки. Конечно же, там были и грамматические ошибки, и страдало оформление, но Степанов Артем получил свою пятерку за интерес к родному краю.

 

О формах и методах работы.

 

Если взять за основу изменение личностных особенностей учащихся, то процесс управления познавательным интересом в основной школе и в старшем звене может выглядеть следующим образом:

Основная школа Старшие классы
- определенный уровень развития личности, когда ребенок еще не имеет сложившихся взглядов, но уже может ответственно относиться к учебной деятельности, предполагает в области преподавания цель: максимально помочь ребенку не потерять интерес к учебной деятельности, дать ему как можно больше в плане развития его, как ученика, показать ему пример добрых, благородных поступков, а также представлений о том, что нужно осуждать, то есть мировоззренческих ценностей. - новый уровень развития личности, когда складываются убеждения, жизненные установки, мировоззрение, когда появляется более осознанное отношение к учебе, стремление найти и развить свои интересы, происходит выбор области будущей профессии, требует в области преподавания: поставить учащихся в ситуацию, когда им будет важно иметь свое мнение, выбирать и доказывать точку зрения, соглашаться или спорить с чем-то, причем в цивилизованных рамках. Показать исторический процесс более глубоко, так как они уже в их возрасте могут представить, поставить в рамки максимальной работы на уроке, вводить новые формы организации деятельности: семинары, проекты, лабораторные работы, круглые столы.

 

Формы и методы работы с учащимися не могут быть однообразными, если мы хотим сохранить познавательный интерес. В своей преподавательской деятельности я выделяю следующие направления:

- в работе с учебником (от чтения для поиска ответов на простые познавательные вопросы к самостоятельному изучению большей части параграфа).

- в ведении рабочих тетрадей (от домашней работы с ними при обязательной проверке учителем к их самостоятельному ведению).

- в работе с источниками (от анализа исторических источников под руководством учителя к самостоятельному выполнению продуктивных и творческих заданий).

- в формах организации учебной деятельности: от заданий, предложенных учителем к заданиям, выбранным и предложенным учениками; от индивидуальной к групповой работе; от решения проблемных заданий под руководством учителя к самостоятельной работе над проблемой; от изучения истории только на уроке к участию в различных формах кружковой, поисковой, исследовательской работы.

 

Виды заданий для учащихся.

 

5 класс

- чтение большей части параграфа на уроке с поиском ответов на познавательные вопросы.

- упражнения "Рассказ с ошибками", "Узнай событие, личность", реши кроссворд, "Вставь пропущенные слова".

-Подготовка сообщений на тему, предложенную учителем: например, " Семь чудес света"," Загадки и тайны пирамид", "Почему вымерли мамонты".

- решение задач по счету лет в истории.

- работа с контурными и настенными картами, использование игр "Найдите на карте местонахождение описываемого объекта".

- попытки анализировать письменные и вещественные источники, выражать свое отношение.

- в каждой теме работа с понятиями, вопросами к параграфу. Какой вопрос был самым сложным?

- Составление рассказов по учебным картинам.

- "Допиши историю", "Оживи картину", с элементами драматизации.

 

6 класс

 

-самостоятельное изучение почти 1/2 части параграфа.

- изготовление карточек по датам, упражнения с ними, отработка умений сопоставлять события, синхронизировать.

- чтобы не терять время многим ученикам разрешается во время устных ответов товарищей одновременно работать в рабочих тетрадях.

- выполнение заданий на сравнение (таблицы), составление планов в начале года - простых, к концу - начало работы над сложными.

- работа над формированием оценочных суждений, характеристиками личностей.

- составление рассказов о событиях только по карте, по карте и др. источникам.

- составление генеалогических таблиц, - самостоятельное выделение самых важных понятий, дат.

- нахождение и выписывание информации из рассказа учителя.

 

7 класс

 

- самостоятельное изучение большей части параграфа.

- самостоятельное ведение рабочих тетрадей.

- составление всех видов планов, усложнение таблиц.

- сравнение исторических карт, нескольких источников, мнений историков.

- выполнение творческих заданий, групповые формы работы.

- начало самостоятельного выбора заданий.

- устные рецензии ответов товарищей по плану.

 

Здесь я не претендую на полное изложение форм и методов своей работы, думаю, что представление о них можно получить и в других разделах описания опыта.

 

Развитие познавательного интереса учащихся через внеклассную работу.

 

Ее можно разделить на групповую и индивидуальную. Главное место в ней занимает руководство школьным Музеем и созданным на его базе историко-краеведческим кружком, названным его первыми участниками "КЛИО" - это и имя богини покровительницы истории, и "Кружок Любителей Истории Отечества". В 2004-2005 учебном году работали над осуществлением проекта, посвященного 60-летию Великой Победы "Родному поселку - музей", 9 мая открыли музей. В июне 2005 года на базе школьного оздоровительного лагеря впервые работал историко-краеведческий отряд. Самые любимые наши с ребятами дела: походы по родному краю, экскурсии, ремонт памятников, погибшим в годы Великой Отечественной войны и посадка цветов около них, поздравление ветеранов, выполнение поисковых заданий музея, школьные краеведческие конференции по их итогам, написание исследовательских работ по истории родного края на конкурс "Отечество. Два года подряд ребята нашей школы были лауреатами и призерами этого областного конкурса. Были представлены работы о старообрядцах на территории нашего края, об истории Великой Отечественной войны, воссозданной по фронтовым письмам, хранящимся в музее школы, о судьбах раскулаченных на территории Судогодского района.

Традиционными стали исторические конкурсы: "Наша Родина - Россия", "Удивительный мир средневековья", театрализованные постановки на тему " В царстве пламенного Ра", "Древнегреческие легенды и мифы". Весело и интересно проводятся коллективные творческие дела: "Куделица", "Праздник главной улицы поселка"; исторические выставки: "Старые фотографии", " Из истории елочных украшений", " Ручное прядение и ткачество", " Предметы старины", "Головинской средней школе - 30 лет". Некоторые материалы представлены также в приложении.