"Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда имеет мотив - побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность. Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха; мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избежания неприятностей) и внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

 

Интерес - это и особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов. Разновидностью интереса является склонность - сильное стремление к определенной деятельности";1

 

Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель должен создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Если ученику история становится интересна, он более успешно ее изучает, если учитель при этом направляет его интерес, помогает проявить себя в качестве активного субъекта познания, то происходит развитие ученика.

 

Поэтому следует обратить внимание на некоторые мысли по поводу развития познавательного интереса у учащихся, представленные в работе Щукиной Г.И., Пидкасистого П.И. "Педагогические проблемы формирования познавательного интереса" - М., 1988. Авторы предлагают искать пути формирования познавательного интереса: в области обучения (через отбор содержания учебного материала, правильную организацию процесса учения, побуждение учащихся к учению), в области внеклассной работы, в области индивидуальной работы с учащимися, в области работы с родителями.

 

Особенно интересны и значимы, мне представляются выделенные в данной работе ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

- от интереса связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с "внутренней средой" самого школьника.

- от интереса нерасчлененного, подчас диффузного ("Сам не знаю, что нравится"; "Нравится все") к интересу все более дифференцированному (к определенным областям учебных предметов);

- от интереса, подверженного частой смене ситуаций, случайным явлениям, к интересу все более устойчивому, постоянному;

- от интереса поверхностного (к ярким, занимательным сторонам явлений) к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения, закономерности и научные идеи.

 

Авторы считают необходимым подчеркнуть, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности. Он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

 

Занков Л.В. под общим развитием понимает "ПОЯВЛЕНИЕ ТАКИХ НОВООБРАЗОВАНИЙ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ПСИХИКИ - УМА, ВОЛИ, ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКА, КОГДА КАЖДОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ПЛОДОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ ЭТИХ СФЕР И ПРОДВИГАЕТ ЛИЧНОСТЬ В ЦЕЛОМ. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СТРУКТУРЫ. Это - схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его…. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

 

Интересно, что особенностью методики по системе Занкова является то, что ОСНОВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ учебной деятельности является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. Особенностью урока является то, что ХОД ПОЗНАНИЯ идет "ОТ УЧЕНИКОВ".

 

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В. Занков предложил следующие показатели:

 

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект.

 

Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления"2.

 

Посмотрим на проблему познавательного интереса на стыке гуманитарных и математических наук: интересны выводы, приведенные в статье О.Петровой из г. Благовещенска Амурской области "Мотивация учения", опубликованной в приложении "Математика" к газете "Первое сентября" № 38, 2004 год. С помощью анкетирования на разных этапах урока О.Петрова составляет при помощи специальной формулы графики изменения интереса. На основе них она выделяет субъективные (личность ученика, его способности, цели и т.д.) и объективные факторы интереса. Автор выделяет 6 объективных факторов:

 

1. Длительность изучения однородного по содержанию учебного материала влияет на интерес, примерно в течение 15-20 минут интерес в таком случае почти не снижается, затем начинается снижение интереса, увеличить этот промежуток можно за счет:

А) создания проблемной ситуации

Б) использования занимательного материала

В) использования исторического материала

Г) решения прикладных задач.

 

2. Интерес к обучению зависит от объема однородного материала.

 

3. На интерес влияет трудность изучаемого материала. При высокой степени трудности интерес может совсем пропасть.

 

4. Интерес зависит от уровня понимания учащимися предлагаемого материала. Для проявления интереса необходимо небольшое понимание.

Неполное понимание приводит к желанию разобраться и увеличению интереса. После того, как материал понят, интерес снижается.

 

5. Свойство локальной устойчивости интереса:

 

- интерес сохраняется в течение некоторого времени без приложения дополнительных усилий.

- после снижения интереса его трудно восстановить.

- интерес к какому-либо объекту вызывает интерес к близким объектам (зона интересов). Если объект находится вне этой зоны, то переноса интереса не наблюдается. Поэтому дополнительный материал, не имеющий отношения к теме, может вызвать потерю интереса. Он отвлекает учащихся.

 

6. Интерес обладает свойством иррадиации. Увлеченный учитель или ученик увлекает учащихся. Слабый, вялый ответ ученика или скучное объяснение учителя приводит к снижению интереса всего класса. Поэтому учитель должен не только владеть ораторским искусством, но и стремиться к тому, чтобы ответы учеников не оставляли класс равнодушным. С этой целью можно:

 

- практиковать индивидуальные домашние задания и задания творческого характера.

- систематически работать над устной речью учащихся.

 

Рассмотрев различные подходы к формированию познавательного интереса учащихся, я пришла к следующим выводам:

 

- познавательный интерес очень важен для развития ученика;

- учителю необходимо не потерять его, управлять им, развивать и совершенствовать;

- познание может начинаться и идти разными путями: "от учителя" и "от учеников";

- на познавательный интерес может оказывать влияние: объем, сложность, скорость изучения, содержание (например, проблемность или иллюстративность) учебного материала. Причем, трудность материала, как фактор формирования познавательного интереса, неоднозначно оценивается исследователями;

- большое значение для развития познавательного интереса (и авторы разных подходов в этом сходятся) имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика;

- эффективны пути создания на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, предложенные в системе Занкова Л.В., например, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, использование материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебной деятельности, оценивание не только конечного результата, но и самого процесса деятельности ученика, раскрытие субъектного опыта учащихся и другие;

- при выяснении результативности методов, избранных учителем в данной области, авторы выдвигают различные критерии.

 


 

1. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988, с.97-98.

 

2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие М.: Народное образование , 1998 с. 187 - 190