Меняется жизнь - меняется школа. Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности и интерес к познанию. Это особенно актуально на современном этапе развития общества для которого характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор, на активную гражданскую позицию. К сожалению, семья не всегда готова способствовать успешной социализации своих детей, формировать у них познавательный интерес к знаниям, мотивировать их к продолжению образования в будущем.

Головинская средняя школа - муниципальное общеобразовательное учреждение, 390 учащихся, проживающихся на территории поселка Головино и близлежащих деревень. Социальная среда недостаточно благоприятна для воспитания и развития у учащихся мотивации к обучению:

- наличие в поселке женской колонии,

- большое количество некоренных жителей (некоторые бывшие заключенные также остаются в поселке),

- слабая работа правоохранительных органов,

- близость Разлукинской свалки, на которую свозятся бытовые отходы города Владимира на которой "работает" неблагополучная, в смысле пьянства, часть жителей;

- размещение с 2003 года в помещении поселковой поликлиники детского приюта, куда поступают дети со всего Судогодского района.

 

С 1995 года в школе появились "занковские классы", которые требовали новых подходов к обучению учащихся. Система Л.В. Занкова строится на следующих дидактических принципах:

- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

- системность и целостность содержания;

- ведущая роль теоретических знаний;

- обучение на высоком уровне трудности;

- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

- осознание ребенком процесса учения;

- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

- проблематизация содержания (коллизии);

- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.*

 

После окончания данными детьми начальной школы, для которой разработаны УМК и методика преподавания на основе вышеназванных дидактических принципов, встала проблема преемственности.

Учащиеся "занковских классов" были не похожи на детей, обучающихся по традиционной системе. Их отличала непосредственность, любознательность, желание учиться. Встал вопрос: как работать с этими учащимися в основной и средней школе, как не убить в них заложенный "занковской" системой обучения познавательный интерес к знаниям.
С 1998 года работаю над проблемой перенесения опыта работы по "занковской" системе в начальной школе на преподавание истории в основной и средней школе. Большое внимание уделяю краеведческой и исследовательской деятельности учащихся (в том числе в Государственном Архиве Владимирской Области), с 1995 года являюсь руководителем школьного музея.

 

* Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие М.: Народное образование , 1998 с. 187 - 188