Условия города.
Город Суздаль по праву считается сокровищницей русской национальной культуры. Его уникальность заключается в редком сочетании прекрасно сохранившегося архитектурного ансамбля семи столетий, особого природного окружения и традиционного уклада жизни. Суздаль имеет статус города- музея, в котором культурное наследие охраняется как достояние государства. В городе развиваются музейное дело и туристическая индустрия, отсутствует крупная промышленность. Кроме того, Суздаль является центром большого сельскохозяйственного района с древними земледельческими традициями.
Условия социума.
Вся жизнь горожан связана с особым значением города Суздаля как туристического центра, в котором русская старина сохранилась особенно полно. Более трети жителей города работают в сферах туристического обслуживания.
Условия микрорайона.
Микрорайон, в котором находится детский сад №4 ( улицы Советская, Гоголя, бульвар Всполье), удалён от исторически сложившейся части города и состоит из малоэтажных современных построек однотипной конструкции.
Условия МДОУ.
Образовательной программой, реализуемой в МДОУ, является "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой 20005 года.
Педагогический коллектив детского сада №4 постоянно проявляет интерес к проблеме ознакомления дошкольников с историей, культурой и природой родного края. В детском саду создан и активно действует краеведческий музей "Малая Родина".
Родители.
Родители считают работу по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем важной для общего развития детей и дальнейшего успешного обучения их в школе, где новым учебным предметом является краеведение.
См. приложение №11 "Анкета для выявления родительских интересов и потребности".
Группа детей.
Старшие дошкольники обладают достаточно сформированным познавательным интересом и мотивацией, а также интеллектуальным потенциалом для активного освоения содержания данного опыта.
Педагог.
Имеет знания о культурно- исторических ценностях Суздаля и опыт экскурсионной деятельности.
См. приложение №1 "Анализ условий возникновения и становления опыта".
Условиями возникновения опыта можно считать противоречия:
- между недооценкой патриотизма как важнейшей составляющей человеческого сознания в современном социуме и необходимостью осуществления патриотического воспитания в ДОУ;
- между недостаточной сформированностью единой системы практической работы по патриотическому воспитанию дошкольников на ценностях культурно- исторического наследия родного города (края) и востребованностью такой системы;
- между недостаточно развитой способностью дошкольников добывать знания, применять их в различных ситуациях и общей информированностью детей;
- между угасанием познавательного интереса ребёнка в строго регламентированной деятельности и необходимостью развития такого интереса для формирования творчески активной личности;
- между неумением профессионально определиться в своеобразных условиях родного города и желанием жить в нём.
Данные противоречия определяют проблемы:
- осуществления патриотического воспитания личности старшего дошкольника на современном этапе;
- создания элемента (на уровне города) единой системы, позволяющей реализовать региональный компонент содержания дошкольного образования Владимирской области и внедрить его в образовательную программу и педагогический процесс ДОУ;
- развития у старших дошкольников способность к самообразованию и самореализации;
- формирования у детей устойчивого интереса к познанию своего родного города (края) через активную творческую деятельность;
- осуществления помощи раннему профессиональному самоопределению дошкольников.