Теоретико-методологическим основанием опыта является авторская концепция О.С.Газмана "Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития".
Главным тезисом данной концепции является следующее положение: воспитание - это специально организованный процесс педагогической поддержки, основанный на предъявлении социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения с целью саморазвития воспитанника.
О.С.Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с процессами индивидуализации в образовании и ядром ее называл решение проблемы ребенка. По мнению ученого, педагогика гуманизма и свободы предполагает, что человек образует себя сам, а педагог лишь создает условия для образования личности, исходя из общественного идеала.
По определению Н.Б.Крыловой, поддержка - это педагогическая технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка и его само-процессам, проявляемым в действии.
Таким образом, психолого-педагогическую поддержку можно рассматривать как особую технологию образования, отличающуюся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что она осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Психолого-педагогическая поддержка - это особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребенку.
Кроме того, осуществление психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста опиралось на теорию "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" В.Ф.Базарного, на базе которой разработана целостная методологическая система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения ребенка с учетом его возраста и пола.
Главной целью реализации педагогической деятельности в условиях данной концепции является психосоциальное развитие детей дошкольного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения.
Ведущими принципами воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются природосообразность и культуросообразность. Доминирующие ориентации делаются на свободное взаимодействие детей и взрослых, личностные достижения детей. Основными формами деятельности являются игра, общение, учение, собственный продуктивный труд детей и взрослых. Преобладает деловой, товарищеский, ситуативный стиль деятельности. Атмосфера отношений детей и взрослых предусматривает сотрудничество, сотворчество, взаимодействие и равноправие. Ведущими мотивами детской деятельности являются интерес, стремление к самореализации и самовыражению, достижению успеха.
Основу содержания воспитания и образования составляют представления о базовых характеристиках личности ребенка дошкольного возраста, где приоритетными являются:
- компетентность;
- эмоциональность;
- креативность;
- произвольность;
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность;
- самооценка;
- свобода поведения.
В основу педагогической идеи положена система деятельности педагога-психолога и педагогов МДОУ по осуществлению психолого-педагогической поддержки психосоциального развития детей дошкольного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения.
Организация деятельности осуществляется по следующим направлениям:
1) Диагностико-аналитическое - реализуется через систему диагностических процедур в работе с детьми и их семьями, анализ выявленных трудностей в развитии ребенка и причин их возникновения.
2) Планово-прогностическое - реализуется через стохастическое определение индивидуальной траектории развития личности ребенка, разработки стратегии работы с ребенком и его семьей.
3) Оказание психолого-педагогической поддержки - реализуется через комплекс мероприятий по организации жизнедеятельности детей в детском саду.