Одной из острых проблем современного общества и образования, в частности, является рост заболеваемости и ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. По официальным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, доля абсолютно здоровых детей сегодня не превышает среди младших школьников 10%, среднего возраста - 6%, старших - 3%.

Фундаментальной наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе и разрушение детородного потенциала, берут свое начало именно в существующей системе образования.

Доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики, основатель нового направления в науке, получившего названия "здоровьесберегающей педагогики", В.Ф.Базарный подчеркивает, что новейшие исследования показали: в основе плохого самочувствия детей лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины:

- игнорирование в образовательном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и преимущественная опора на информационно-программируемое левое полушарие, так как обучение ведется в основном на вербальной основе;

- исключение из учебного плана полноценного художественного, музыкального, трудового, патриотического воспитания и рукотворчества;

- внедрение бесполой дидактики;

- постоянно возрастающая информационная интенсификация образовательного процесса и некоторые другие.

В связи с возрастающей сложностью и интенсивностью обучения особую актуальность приобретает соответствие организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях возрастным этапам психофизиологического и социального развития детей. Более того, ряд исследователей подчеркивают необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями воспитанников детских садов и учащихся школ. То того насколько требования, предъявляемые образовательным учреждением, будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только их успехи в обучении, но и становление личности в целом.

Выявленное противоречие между отсутствием достаточной осведомленности педагогов об особенностях развития дошкольников разного пола и необходимостью учета половозрастных особенностей детей при организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду убеждает нас в том, что предлагаемый опыт может быть использован педагогическими работниками образовательных учреждений с целью повышения эффективности воспитания и образования детей дошкольного возраста.