Для достижения учебных и воспитательных целей работаю над совершенствованием процесса обучения, над активизацией познавательной деятельности и самообразования школьников.

В наш век технократизма, когда первоочередным требованием к человеку является наличие способности к самоограничению, на первый план выходят проблемы экологизации образования и воспитания. Поэтому экологическая образование и воспитаниеприоритетное направление ср. шк. N 40.

 

Реализация моего педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

 

- базовое образование ( курс « Мир вокруг нас «, автор Плешаков А.А. и использование межпредметных связей) ;

- базовое образование дополняется программой факультативного курса» Экология и краеведение», разработанная педагогом для 2-ых-4-ых классов, под руководством доцента ВГПУ Степановой Н.А.;

- разработка и реализация экологических проектов;

- организация внеклассной работы по экологии;

- вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;

- организация экологической работы в школьном летнем лагере

- организация пропедевтических экологических мероприятий для дошкольников;

- организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.

 

Для достижения лучших результатов по программе курса А.А. Плешакова « Мир вокруг нас» работаю над тем, чтобы разнообразить формы проведения уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН и др.

Активное участие в городской творческой группе по проблемам экологического воспитания младших школьников при ГИМЦ способствует реализации целей и задач по развитию экологического мировоззрения младших школьников.

 

За последние три года работала в группе над проблемами:

 

- микроисследования на уроках природоведения;

- использование межпредметных связей на уроках гуманитарного и естественно- математического цикла;

- содержание и способы реализации контроля за уровнем усвоения учебного материала в курсе «Окружающий мир».

 

Принимала участие в разработке сценария к городскому празднику для младших школьников « День Земли», в подборе материала к городскому конкурсу «Знай и люби край Владимирский».

Неоднократно была членом жюри городских конкурсов, олимпиад.

Проводила открытые уроки для членов творческой группы по различным темам в 2003-2004гг.

 

Краеведческий и экологический материал включён в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

 

Русский язык:

- использование текстов из произведений владимирских авторов (С.Никитина, В. Солоухина, Н. Сысоева) для списывания, изложений, диктантов;

- сочинения на темы « Что меня удивило на экскурсии», « Мой город в будущем», « Могу ли я помочь природе» и др.

- сочинения-сказки « О чём шепчет берёзка», « Подслушанный разговор животных» и др.

 

Чтение, внеклассное чтение:

- чтение и обсуждение книг: С. Голицын « Бел-горюч камень», Н. Обухова « За Золотыми воротами «, « Муромские сказки», сборник.

- чтение рассказов и стихов В.Солоухина;

- знакомство с родными поэтами ( А. Фатьянов, В. Полторацкий.)

 

Математика:

- решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о крае.

 

ИЗО:

- знакомство с произведениями И. Левитана, И. Шишкина и др.

- знакомство с произведениями Муромского художника И. Куликова (ученика И. Репина);

- знакомство с произведениями современных владимирских художников (К. Бритов, В. Юкин, В. Кокурин и др.)

 

Трудовое обучение:

- работа с природным материалом;

- использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок,

 

Факультатив.

Программа факультатива предполагает расширение и углубление знаний курса «Окружающий мир», экологических знаний, знакомство, изучение краеведческого материала: истории, природы, культуры Владимирской области.

Ведущая тенденция программного изложения - интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности ( наблюдение, исследование, беседа, игра).

При реализации программы используются различные формы проведения занятий. Главное, как можно больше использовать формы, отличные от классно-урочной. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на поляне, на экологической тропе, в школьном живом уголке и в зимнем саду, практические занятия по уходу за растениями, приготовление « витаминной пищи», экологический тренинг по укреплению здоровья и др.

Экологическое воспитание должно обеспечить потребность собственного здоровья личности. Так как проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, в систему работы был включён « Эколого-валеологический лекторий для учеников и родителей «. Начиная работу с первого класса. Работа лектория предполагает:

- занятия факультатива;

- включение здоровьесберегающего материала в уроки;

- лекции на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы с родителями.

 

Темы лектория охватывают взаимосвязанные компоненты здоровья:

- физический;

- психоэмоциональный;

-социальный;

- личностный;

- духовно-нравственный.

 

Лекторий, в основном, предполагает информационные формы проведения занятий, но в работу включаем и оздоровительные мероприятия:

• Физкультурные паузы.

• Физкультурные минутки:

- оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, танцевальные);

- когнитивные (дидактические игры с движением, развивающие игры);

- креативные (оригинальные движения, пантомимическая гимнастика ).

 

Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медработников. Главная цель этой работы- формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры.

 

Работа над программно-методическим материалом продолжается.

Проектная деятельность.

 

Целью этой работы является создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний. Например, таким проектом была работа, которую мы назвали: « И это всё вода».

 

Реализация этого проекта

-расширила знания о воде, водных ресурсах мира, области;

- познакомила с экологическими проблемами области, связанными с водными ресурсами области;

-дала возможность для исследовательской и практической работы школьников и их родителей;

- показала способы экономного использования воды.

 

Итоги проекта были оформлены в книжку-самоделку « И это всё вода», поставлен экологический спектакль:» Как Иван-царевич за водой ходил» для учеников начальной школы. Составлены правила экономного использования воды дома.

Опытом этой работы делилась на семинарах творческой группы при ГИМЦ, на курсах ПК при ВИПКРО.

 

Внеклассная работа.

 

Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания. умения навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребёнка к природе, даёт больше возможности для практической деятельности.

В процессе этой работы провожу:

- экскурсии в музей, центр ИЗО, на станцию юннатов;

- экскурсии по городу Владимиру, поездки в города Суздаль, Муром, Гусь-Хрустальный и историческим местам края;

- экскурсии по охраняемым территориям области- Боголюбовский луг, Давыдовская пойма;

- декады по природоведению;

- олимпиады;

- конкурсы стихов о природе;

- турниры эрудитов;

- выставки рисунков и творческих работ;

- праздники ( День птиц, День Земли и др.)

 

Особая форма работы - «Экологический театр».

 

С небольшими театральными постановками выходим в другие классы, приглашаем детей из ДОУ, выступаем перед родителями.

Темы спектаклей: « Лесной огород». « Сказка весеннего леса», « Волшебница- осень» и др.

 

Практическая деятельность.

 

Озеленение класса, школьных коридоров. школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры.

В процессе воспитательной работы включаю мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяю патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Провожу классные часы и беседы на темы:

- «Святой воин Александр Невский»

- «Богатыри земли Владимирской»

- «Наши знатные земляки» (Братья Столетовы, И. Виноградов, В. Танеев)

- «Первооткрыватель Антарктиды – наш земляк.» (П. Лазарев)

- «Город Владимир в годы Великой Отечественной войны»

- «Владимирцы – герои Советского Союза»

 

Работа над созданием классного коллектива, воспитанием сознательной дисциплины, посещаю семьи, провожу индивидуальные беседы с родителями, работаю в контакте со школьным психологом для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Вместе с родителями проводим праздники, экскурсии для сплочения коллектива учеников и родителей.