« Экологическую культуру нельзя привезти в страну,
как … французскую косметику.
Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта.
(С.Н. Глазачев.)
Впервые термин « экология» использовал немецкий натуралист Эрнст Геккель в 1866г. Он образовал его из двух греческих корней « о й к о с» ( жилище) и « л о г о с « ( наука).
В России сложился богатый комплекс традиций диалога человека с природой – уважительное, любовное отношение к земле- кормилице. На этой духовной почве развивалась идея « русского космизма»- предтеча феномена В.И. Вернадского. В 40-е гг. ХХ века великий учёный В.И. Вернадский создаёт теорию о биосфере и об эволюции её в ноосферу, когда сознание будет определять бытие. Таков экологический потенциал российской природы и культуры, пока невостребованной и неиспользованной на благо Родины. Поэтому так важна роль экологического образования и воспитания в создании новой системы ценностей адекватной природе.
Цель экологического воспитания- становление экологической культуры младшего школьника. Этой проблеммой занимаются многие учёные и педагоги ( Сухомлинский В.А., Симонова-Салеева Л.П., Плешаков А.А., Виноградова Н.Ф., Божович Л.И., Дерябо С.Д. и др.) Наиболее полным по мнению педагога на проблему воспитания экологической культуры является взгляд И.В. Цветковой: « под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры-совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой)».
В качестве основных структурных компонентов называются:
- экологическая образованность или система экологических знаний;
- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;
- культура экологически оправданного поведения.
Исходя из этого ставятся такие цели:
- расширение экологических знаний;
- развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- воспитание эстетического отношения к природе;
- воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;
- воспитание потребности поддерживать собственное экологическое здоровье личности.
Добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей помогает включение в систему работы четырех взаимосвязанных компонентов (познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного ), являющихся ядром экологического образования, а также следующие дидактические принципы:
- гуманизации;
- культуросообразности;
- природосообразности;
- интеграции;
- системности и целостности;
- обратной связи.
Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счёт системы ведущих идей.
Система ведущих идей экологического обучения и воспитания.