Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового Экологического мышления, поэтому так актуальна проблема экологического образования и воспитания.

Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, « поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания». ( С.Д. Дерябо.)

Особая эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, своему здоровью, природе, что создаёт условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе. По мнению Л.П. Симоновой «…начальная школа важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека».

 

Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами. Одна из таких форм – создание и внедрение факультативного курса, который позволяет :

- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем

- учить находить способы, уменьшающие негативное влияние загрязнённой окружающей среды на человека

- привлечь участие семьи в решении экологических проблем

- вырабатывать потребность поддержания собственного экологического здоровья личности

- совершенствоваться самому учителю в области экологического образования, повышать свою экологическую культуру

- изучение краеведческого материала позволяет формировать активную гражданскую позицию, воспитывать патриотические чувства

 

Поэтому внедрение в программу экологических знаний через введение факультативного курса «Экология и краеведение», использование взаимосвязи классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы видится актуальной и современной.