Личная концепция и технология опыта.

Работа с учащимися в рамках заявленной темы предполагает решение следующих задач:

1. Овладение учащимися базисными знаниями, умениями и навыками по предмету.

2. Коррекция основных познавательных процессов: памяти, внимания, функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, воображения, восприятия.

3. Формирование у учащихся навыка осмысленного восприятия учебного материала, навыка самостоятельной работы.

4. Развитие любознательности, познавательного интереса к изучению окружающего мира.

 

Реализация данных задач осуществляется в урочной и внеклассной деятельности.

С первых месяцев работы в школе-интернате я старалась разнообразить формы проведения уроков географии. В начале это были уроки – викторины, уроки – игры «Счастливый случай», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «За семью печатями» и другие. Такие формы уроков успешно позволяли обобщить и закрепить знания и умения учащихся по определенным темам. Затем стала искать более эффективные для умственно отсталых школьников формы проведения уроков, помогающие включать учащихся в активную учебную деятельность, и которые можно было бы использовать и на этапах изучения и закрепления нового материала. Так была разработана и апробирована серия ролевых игр:

 

Пресс-конференция. Из числа сильных учащихся выбираются «специалисты» по изучаемой теме, остальные учащиеся класса играют роли журналистов. Они представляются корреспондентами различных изданий и задают вопросы «специалистам» по теме.

 

Заседание редакционной коллегии географической газеты «Глобус». На обсуждение редколлегии выносится один вопрос. Каждый член редколлегии сообщает подготовленную им часть материала по данному вопросу, используя наглядно-дидактические пособия. Редактор газеты(учитель) выносит решение о публикации или , наоборот, не публикации данного материала в газете в зависимости от уровня подготовки членов редколлегии. Потом материал об изучаемом объекте или явлении оформляется в настенной газете.

 

Путешествие на космическом корабле к планетам солнечной системы.

Детям раздаются роли членов команды космического корабля. Во время «путешествия» изучаем атмосферу и температуру планет, «берем» пробы грунта и делаем выводы о возможности существования там жизни.

 

Путешествие на исследовательском судне «Робинзон» по океанам и к материкам. Парты ставятся в форме корабля, детям раздаются роли капитана, боцмана, лоцмана, сотрудников исследовательской лаборатории. Лоцман прокладывает стрелками путь корабля по карте, боцман отвечает за снаряжение корабля. Капитан отдает приказы, используя специальную лексику. Научные сотрудники собирают сведения о природе океанов или материков.

 

Экологический суд. Суд проходит над человеком, который повинен в нарушении экологического равновесия природы нашей области. На суде присутствуют: обвиняемый, судья – пятнистый олень, главный обвинитель – выхухоль, адвокат человека – собака, свидетели обвинения – воздух, вода, почва, свидетель защиты – Красная книга. Эти роли играют дети. Разбирается, почему эти животные играют определенные роли. В течение урока высказываются все «за» и «против» воздействия человека на природу и в конце судья выносит приговор.

 

Телепрограмма «Клуб путешественников». Сильные учащиеся играют роли гостей передачи и рассказывают об особенностям морей, океанов, стран и т.д.

 

В последующие годы работы было разработан и проведен еще ряд уроков в нетрадиционных формах:

Урок – путешествие по горной местности, где дети играют роли альпинистов и преодолевают долину Сомнений, ущелье Опасностей и покоряют пик Знаний.

Урок – аукцион знаний. Учитель – ведущий аукциона. В начале урока проводится словарная работа с понятиями «аукцион», «лот». Затем учитель предлагает провести аукцион, но не вещей, а знаний по определенной теме. На аукцион выставляются лоты в виде картин, макетов, фотографий, схем и т.д. по данной теме. Приобрести их смогут те учащиеся, которые сообщат о лотах наибольшее количество сведений, то есть покажут наилучшие знания. Учитель, как ведущий аукциона, использует специальную лексику и инструментарий.

Соревновательные путешествия по материку двух команд «Тортугас» и «Лагартос». На карте прикрепляется путь команд по материку. Ходы команд определялись игральным кубиком. Во время остановок игроки отвечали на вопросы о материке. Если команда не дает правильного ответа, она уходит на прежнюю позицию.

Урок – интеллектуальное казино. На этапах актуализации знаний и изучения нового учащиеся зарабатывают правильными ответами стилизованные монеты достоинством «1 ум». Монеты изготавливаются из цветного картона. На этапе закрепления нового материала учащиеся приглашаются в интеллектуальное казино. Учитель играет роль крупье и принимает ставки от игроков. Рулетка на специальном игровом столе определяет сыгравшую ставку. Ученик, сделавший ставку, отвечает на вопрос крупье и , в случае правильного ответа забирает все поставленные «умы» себе. Если он не знает ответа, ставки разыгрываются еще раз.

В настоящий момент работаю над повышением эффективности учебного процесса через проведение интегрированных уроков с учителями – предметниками. Планирую внедрение в учебную практику элементов интерактивного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Для успешного решения задач коррекционно-развивающего обучения стараюсь разнообразить применяемые на уроках методы и приемы.

Широко использую

как традиционные методы:

- дидактическую игру, демонстрацию, рассказ и объяснение учителя, элементы проблемного и программированного обучения, наблюдения, беседу, работу с текстом и картографическими пособиями, применение ТСО, в частности, видеофрагментов, практическую и самостоятельную работу;

так и новые методические приемы:

- географические лабиринты, криптограммы, филворды, игру «Древо познания», графические цифровые диктанты, ассоциативные ряды в словарной работе и при изучении условных знаков, перепутанные логические цепочки, заполнение кластеров, колец Вейна.

Приведу примеры реализации некоторых методических приёмов на конкретных уроках.

В ходе изучения темы «Вулканы» в 9 классе предлагаю учащимся посмотреть видеофрагмент о вулканах. Перед началом просмотра раздаю ребятам карточки с вопросами по содержанию видеофрагмента, причём адресую вопросы по степени сложности в зависимости от успеваемости детей. После 5- минутного просмотра идёт обсуждение увиденного.

Вопросы:

1.Опишите извержение вулкана.

2.Что стекает по склонам вулкана во время извержения?

3.Какой температуры достигает лава?

4.Как называется верхняя часть вулкана?

5.Почему извержение вулкана считается грозным явлением природы?

 

Видеофрагменты использую на многих уроках, так как умственно отсталые дети нуждаются в постоянном сопровождении изучаемого материала яркой наглядностью.

На этапе актуализации знаний учащихся при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки» (8кл.) предлагаю ученикам заполнить на доске кластер названиями известных им животных данной природной зоны.

 

По ходу работы с новым материалом учащиеся самостоятельно заполняют весь кластер и выделяют основные группы животных саванн Африки.

Для актуализации знаний учащихся использую также ряд других методических приёмов. Например:

 

- Составление списка «известной информации».Тема урока «Занятия населения лесной зоны» (7кл.).Учащиеся называют занятия населения, а учитель записывает на доске. В ходе изучения нового материала этот список дополняется, исправляется, обсуждается. Самостоятельная работа учащихся с новым текстом сопровождается маркировкой с использованием значков «+», « «?».

 

- Рассказ- предположение по ключевым словам. Тема урока «Климат тундры»(7кл.).На доске написаны характеристики климата тундры, учащимся предлагается составить краткое его описание, используя указанные слова (низкие температуры, многолетняя мерзлота, сильные ветры, заболоченность и т.д.).Возможен и другой вариант, когда на доске уже дан небольшой рассказ с пропущенными словами. Учащимся предлагается заполнить пропуски.

«В тундре сформировался…тип климата. Климат в тундре…, чем в арктической пустыне, но холоднее, чем в … зоне. Зимние температуры достигают …, а летние составляют … . Осадков выпадает … количество. Избыточное увлажнение и многолетняя мерзлота приводят к … почвы».

В ходе изучения нового материала учащиеся возвращаются к текстам, исправляют и дополняют их, обосновывают свои предположения полученными данными.

 

- Верные и неверные утверждения. При изучении темы «Ветер» (6кл.) предлагаю учащимся выбрать одно из определений, записанных на доске.

1.Ветер- это перемещение воздуха в вертикальном направлении.

2.Ветер- это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

3.Ветер- это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Выслушиваются разные точки зрения, затем разбирается процесс образования дневного и ночного бриза по схеме на доске и учащимся предлагается окончательно выбрать правильное определение.

 

- Составление логических цепочек. Тема «Климат пустынь России»(7кл.). На доске прикреплены таблички с характеристиками климата. Учащимся предлагается выбрать те характеристики, которые, по их мнению, отражают особенности климата пустынь России. Примеры табличек:

- жаркое лето; - прохладное лето;

- холодная зима; - тёплая зима;

- сухость; - умеренное увлажнение;

- заболоченность почв; - засоление почв;

- скудная растительность; - богатая растительность.

 

Далее учащиеся должны прикрепить на доске выбранные таблички и установить между ними логические связи с помощью стрелок. Подобные задания трудны для умственно отсталых детей, поэтому при их выполнении на этапе актуализации знаний бывает много ошибок, тем интереснее проходит изучение нового материала и исправление схемы на этапе рефлексии.

Дети-олигофрены с большим трудом овладевают понятийным материалом. Ещё труднее происходит переход их пассивного словаря в активный, соотнесение реального вида объектов с их картографическим изображением .Для более эффективного усвоения учащимися данного учебного материала применяю ассоциативные ряды.

Для фронтальной проверки знаний учащихся часто провожу графические и цифровые диктанты. Учитель диктует ряд утверждений по изученной теме. Если учащиеся согласны с ними, то под номером утверждения ставят «+», если не согласны, то «- ,так как в ряде утверждений заведомо внесены ошибки. В результате у учащихся вырисовывается графическая цепочка из «+» и «-» .

 

Пример графического диктанта по теме «Арктические пустыни и тундра»(7кл.).

 

1.Зона арктических пустынь занимает моря и острова Северного Ледовитого океана.

2.Белое море является самым тёплым из всех морей Северного Ледовитого океана.

3.Поверхность тундры, в основном, равнинная.

4.Температура воздуха зимой в Арктике опускается до -50 С.

5.Температура воздуха зимой в тундре обычно составляет -10 С.

6.В Арктике по нескольку месяцев длятся полярная ночь и полярный день.

7.В тундре не бывает полярного дня и полярной ночи.

8.Для тундры характерно явление многолетней мерзлоты.

9.В тундре мало болот.

10.В Арктике и в тундре обитает много животных: белки, зайцы, кабаны, олени.

11.Арктика и тундра плотно заселены.

12.Основное занятие населения тундры- земледелие.

 

Ответ: 123456789101112 +-++-+-+- - - -

 

Пример цифрового диктанта по теме «Города лесной зоны»(7кл.).

 

На доске записаны названия крупных городов лесной зоны России, рядом – цифровые обозначения.

Москва – 1 Санкт-Петербург – 2 Новосибирск – 3 Владивосток – 4.

 

Детям предлагается серия вопросов, ответы они должны записать соответствующими цифрами.

1.Столица нашей Родины.

2.Крупнейший порт на берегу Японского моря.

3.Расположен на берегах реки Оби.

4.Построен по приказу Петра Первого.

5.Развитие города связано со строительством Транссибирской магистрали.

6.Около города расположен единственный в России морской заповедник.

7.Порт 5 морей.

8.В городе находится музей Эрмитаж.

9.Город молодой, ему всего 100 лет.

10.Этим городам в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание героев.

11.Численность населения города составляет 10млн. человек.

 

Вопрос: 1234567891011.

Ответ: 1432341231,21.

 

Проверку домашнего задания в индивидуальном порядке легко осуществлять с помощью перфокарт. Примеры перфокарт. Тема «Вода на Земле»(6кл.).

 

Учащимся предлагается поставить знак «+» на пересечении вопроса и ответа. Затем ученик накладывает на таблицу перфокарту с рисунком ответа и рефлексирует правильность выполнения задания.
Мои ученики работают увлечённее, если изучение нового материала сопровождается игровыми моментами: разгадыванием ребусов, шифровок, криптограмм, филвордов, географических чайнвордов и т. д.Так, например, при изучении темы «Реки России» в 6классе учащиеся сами отгадывают названия рек в криптограммах с помощью ключа.

Ключ

е в д г ь о и н л б  а  с  й

1 2 3 4 5 6 7 8 910111213

Криптограммы 2 6 9 4 11 3 6 8 6 10 5 1 8 7 12 1 13 9 1 8 11

 

Большое внимание уделяю применению дидактических игр, так как они позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать мыслительные процессы детей в интересной для них форме. Разработала и внедрила в практику серию дидактических игр с наглядным материалом по блокам знаний:

- животный и растительный мир природных зон России и материков,

- полезные ископаемые,

- карта России,

- промышленность России и стран ближнего зарубежья,

- карта полушарий.

 

На своих уроках использую множество игр и упражнений на развитие процессов логического и аналитического мышления. Примеры игр: «Выдели существенное», «Сравни понятия», «Классификация явлений», «Аналогии», «Шифровки», «Целое-часть», «Найди причину и следствие», «Назови одним словом», «Топографическое и географическое лото» и другие.

В последние годы особое внимание уделяю поиску и внедрению в практику приемов самостоятельного познания учащихся.

Все вышеуказанные дидактические материалы и методические приемы на практике преломляются через призму индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Для реализации данного принципа обучения в школе-интернате также разработала серию вариативных дидактических карточек к урокам географии для разных категорий учащихся, с индивидуальными и коллективными заданиями. Для сильных учащихся составила и реализовала программы индивидуальных развивающих заданий по курсам: «Элементарная астрономия», «География материков и океанов», «Природные зоны России», которые призваны поступательно расширять зону актуального развития данного контингента учащихся.

На коррекцию и развитие познавательной сферы умственно отсталых школьников направлена и внеклассная работа по географии, дополняющая и расширяющая урочную деятельность. В школе налажен еженедельный выпуск географической газеты «Глобус». Ежегодно проходят недели географии, в рамках которых организуются интересные познавательные игры и КТД: «Звездный час», «Морской бой», «Географическое лото», защита экологических газет и т.д..

Большую воспитывающую и развивающую нагрузку несут занятия краеведческого кружка. Шесть лет группа кружковцев защищала материал на районных краеведческих конференциях. Умственно отсталые дети выступали наравне с учащимися из общеобразовательных школ и занимали призовые места. Собран и оформлен богатый материал по темам: «История Мстерских улиц», «Березовая аллея-участок Аракчеевского тракта», «История нашей школы», «История возникновения первой бесплатной библиотеки в слободе Мстера», «Наши земляки – участники ВОВ» и другие. Ежегодно в школе проходят тематические КТД, посвященные Дню краеведения, в подготовке и проведении которых участвуют все классы.