Знания, полученные на уроках, должны быть осознаны учеником, должны стать частью его личностного опыта, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика, обучение теряет свою развивающую функцию и не способствует последующей адаптации учащихся к жизни.

 

Решение данной задачи предполагает формирование у учащихся:

- сознательного понимания учебного материала;

- сознательного отношения к учебным занятиям;

- познавательной активности.

 

Однако при реализации данной задачи в коррекционной школе педагог встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико- синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятству-
ют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Многие учащиеся спец.школы пассивно воспринимают изучаемое, не проявляют познавательной активности. Не способствует росту интереса школьников к изучению, в частности, географии и подбор содержания учебников по данному предмету для школ 8 вида. Тексты в учебниках географии довольно академичны, перегружены понятийным и фактическим материалом и географической номенклатурой, по своему содержанию оторваны от личного опыта учащихся. Мало внимания уделяется установлению причинно-следственных связей в мире природы.

По вышеназванным причинам вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остаётся очень значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если педагог будет применять коррекционные методические приёмы, направленные на вызов сознательного интереса к учению, на развитие мыслительных операций, а также на умение выражать свои мысли словами.

 

Мой вклад в решение данной проблемы заключается в следующем:

1)поиск и внедрение в практику игровых форм проведения уроков географии, новых методических приёмов;

2) адаптация изучаемого материала к субъективному опыту учащихся;

3) более широкое применение элементов проблемного подхода в обучении (ранее считалось, что этот метод мало приемлем в коррекционной школе) ;

4) переработка текстов учебников по необходимости, облегчение понятийного и номенклатурного блоков, установление смысловых взаимосвязей между частями текстов, расширение сообщаемых сведений.