В русской дефектологической литературе первым большим трудом, обобщившим сведения об умственно отсталых детях, накопленные зарубежными и отечественными исследователями, был двухтомник Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».(1915)Автор утверждал возможность развития умственно отсталых детей и подчёркивал, что оно осуществляется по тем же основным законам, что и развитие в норме. Г.Я.Трошин разделил аномальных детей на 3 категории в зависимости от уровня интеллектуального развития(идиоты,имбецилы,отсталые)и представил конкретные материалы о каждой из них. Фундаментальность и гуманистическая направленность данного труда делают его существенной вехой на пути становления психологии умственно отсталых детей.

Огромный вклад в развитие олигофренопсихологии внёс талантливый учёный Л.С.Выготский. Он разделял точку зрения Г.Я.Трошина о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка. Л.С.Выготский подчёркивал, что умственно отсталый ребёнок- прежде всего ребёнок, и ,следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.

Л.С.Выготский выдвинул важную для понимания особенностей умственной отсталости идею о первичной и вторичной природе дефекта. Одни дефекты непосредственно связаны с материальной основой умственной отсталости, другие являются наслоениями над этими первичными дефектами. Эти вторичные наслоения являются продуктом того особого положения, которое занимает аномальный ребёнок в социальной среде вследствие патологического развития.

Поскольку корни первичных дефектов связаны непосредственно с органическими нарушениями ЦНС или сенсорных анализаторов, восстановить нарушенные функции практически невозможно. Поэтому усилия педагога-дефектолога должны быть направлены на коррекцию и компенсацию вторичных дефектов.

В своей работе я в первую очередь выявляю методами психологической диагностики структуру и степень вторичных дефектов каждого ребёнка и, основываясь на полученных данных, планирую и осуществляю индивидуальный подход в обучении и воспитании учащихся.

Научной основой новых подходов к проблеме коррекции дефектов умственно отсталых школьников являлась теория Л.С.Выготского о развитии детей –олигофренов под влиянием обучения. У этих детей помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать, обучать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки. Это учение получило название теории о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов.

Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л.С.Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой. Он ввёл понятие о зонах актуального и ближайшего развития, под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая даёт ему возможность действовать самостоятельно, во втором-возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удаётся. Зона между актуальным и потенциальным уровнем-зона ближайшего развития. Роль обучения состоит в том, что оно создаёт зону ближайшего развития, которая затем переходит в актуальное развитие.

Именно в концепции зоны ближайшего развития ребёнка я и строю учебно-воспитательную работу с детьми, стараюсь сделать этот процесс двусторонним, активизируя специальными методами и приёмами познавательную деятельность учащихся.

Большое внимание Л.С.Выготский уделял проблеме воспитания аномального ребёнка. Он писал, что коллектив-важный фактор в развитии ребёнка, поэтому педагогу необходимо помнить о роле его компенсаторных влияний и очень серьёзно подходить к организации детского коллектива.

Основной задачей воспитания Л.С.Выготский считал «вправление в жизнь» аномального ребёнка, исправление его «социального вывиха»,то есть преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека.

Отвергая мнение о снижении социальных инстинктов у умственно отсталых детей, Л.С.Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации этих лиц, а в воспитании из них социально активных индивидуумов. Это идея является весьма актуальной для современной олигофренопедагогики и положено в основу работы нашей школы.

В последствии ряд отечественных психологов продолжили изучение аномальных детей в свете идей Л.С.Выготского. Так, например, Л.В.Занковым и Х.С.Замским было предпринято многоплановое изучение проблем памяти, речи и мышления умственно отсталых школьников. В своей работе я опираюсь на теоретическое положение о том, что повторение учебного материала должно быть не только многократным, но и модифицированным, впервые выдвинутое Л.В.Занковым.

Период с 30-ых по 70-ые годы в олигофренопсихологии характеризовался активизацией научных исследований особенностей развития умственно отсталых детей. В частности, И.М.Соловьёвым были установлены многие закономерности восприятия, сравнения, синтеза и анализа аномальных школьников; Г.М.Дульневым разработана проблема речевого развития учащихся спец.школ, закономерностей овладения ими словарным запасом родного языка, проблема трудового обучения; Б.И.Пинским рассмотрены особенности деятельности умственно отсталых; Ж.И.Шиф выполнен ряд исследований в области изучения восприятия, мышления, своеобразия личности детей-олигофренов.

Результаты данных многолетних исследований обобщены в учебных пособиях Ж.И.Шиф «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» и В.Г.Петровой, И.В.Белякова «Психология умственно отсталых школьников»,являющихся незаменимыми для учителя коррекционной школы.

Вопросы этиологии, патогенеза умственной отсталости разрабатывала М.С.Певзнер. Ею создана одна из наиболее популярных классификаций детей-олигофренов, широко применяемая в практике учебно-воспитательного процесса при организации индивидуального подхода к учащимся.Деление учащихся по методу М.С.Певзнер осуществляется и в нашей школе.

Основы дидактики и теории воспитания, принципы обучения в коррекционной школе разработаны в трудах Г.М.Дульнева, И.Г.Ерёменко, Х.С.Замского. На современном этапе педагог-дефектолог в своей работе опирается на следующие принципы обучения:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;

- научность и доступность обучения;

- систематичность и последовательность;

- связь обучения с жизнью;

- принцип коррекции в обучении;

- принцип наглядности;

- сознательность и активность учащихся;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- прочность знаний, умений и навыков.

 

Данные дидактические принципы имеют, безусловно, общность с принципами обучения в массовой школе, но и в то же время достаточно специфичны.

Следующее направление научных исследований- это разработка вопросов специального обучения. Особый интерес для меня, как учителя географии, имеют исследования дефектологов в области усвоения детьми-олигофренами географических знаний. Объём и возможность усвоения географического материала были экспериментально проверены Т.Н.Головиной, И.В.Кобелко, Т.М.Лифановой, Т.И.Пороцкой, В.Н.Синевым и другими. В своей работе я учитываю особенности методики преподавания географии в спец.школе 8 вида, освещённые в книгах В.А.Грузинской «Методика географии во вспомогательной школе», Т.И.Пороцкой «Обучение географии во вспомогательной школе»,в трудах Т.М.Лифановой, В.А.Липы и других.

Немаловажное значение в олигофренопедагогике придаётся проблеме воспитания аномальных детей. Обобщение педагогического опыта ряда исследователей нашло отражение в книге «Воспитательная работа во вспомогательной школе» под редакцией В.Г.Мачихиной.

Основные теоретические положения олигофренопедагогики, а также методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса собраны в книге «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»под редакцией В.В.Воронковой.

Таким образом, ведущими теоретическими положениями, на которые опираются в своей работе педагоги коррекционной школы, являются:

- учение Л.С.Выготского о первичной и вторичной природе дефекта;

- теория о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов;

- положение о ведущей роли обучения в развитии умственно отсталого ребёнка, о зонах актуального и ближайшего развития.

 

В настоящее время в отечественной дефектологии продолжаются исследования общих вопросов олигофренопедагогики, дидактики и теории воспитания, частных вопросов содержания, методов и приёмов обучения различным учебным предметам. Результаты данных исследований публикуются в журналах «Дефектология», «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития».

На страницах этих журналов часто рассматриваются современные тенденции и инновационные подходы к организации воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта. Особый интерес вызывают статьи профессора Московского института открытого образования И.М.Бгажноковой о перспективах развития спец.школ. Анализируя опыт работы вспомогательных школ в советский период, она отмечает, что акцент в учебно-воспитательном процессе ставился, в основном, на приобретение учащимися системы общеобразовательных знаний, умений и навыков. Но эта отечественная дидактическая триада на современном этапе не достигает желаемого социального эффекта в самостоятельной жизни выпускников спец.школ. Отход от дидакто-центрических, строго предметных задач обучения требует смены стратегии образования и педагогического мышления в пользу развития коррекционной школы в качестве института воспитания «жизненной компетентности».Сегодня умственно отсталого ребёнка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности.

Мой вклад в развитие проблемы адаптации аномальных школьников к жизни в современном обществе заключается в поиске и внедрении игровых форм проведения уроков географии и применении новых методических приёмов, позволяющих повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся, стимулировать их коммуникативные и креативные способности.