Опыт работы по указанной теме актуален, так как помогает решать задачи, поставленные перед коррекционным учреждением.

Рассматривая вопрос о развитии умственно отсталых детей, следует подчеркнуть мысль, сформулированную и обоснованную Л.С.Выготским, о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. Эта мысль весьма продуктивна, поскольку устанавливает определённые отношения между нормальным и аномальным развитием, объединяет их, а не возводит между ними преграду. Поэтому внимание педагогов-дефектологов и психологов должно быть направлено не только на выявление недостатков, свойственных познавательной деятельности и личности ребёнка-олигофрена, но и на определение имеющихся у него потенциальных возможностей, обеспечивающих его продвижение в общем развитии, на поиск новых способов и приёмов коррекции выявленных недостатков.

Одним из выводов, непосредственно вытекающим из рассмотренного выше положения, является утверждение об идентичности факторов (биологических и социальных),влияющих на развитие тех и других детей. Из множества социальных факторов ведущая роль принадлежит обучению в широком смысле этого слова. Обучение идёт впереди развития и стимулирует его. Для умственно отсталого ребёнка обучение более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника, но это обучение должно быть специально организованное, коррекционно направленное. И здесь на первое место выступает личность педагога, работающего с аномальными детьми, его умение находить такие методы и приёмы обучения и развития, которые помогут оптимально скорригировать биологические дефекты и максимально адаптировать такого ребёнка к жизни в обществе.

К сожалению, в современном мире в силу ряда причин количество неполноценных и умственно отсталых детей имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время они составляют более 2% от общей детской популяции и эта цифра неуклонно растёт. Дети - олигофрены обучаются не только в спец.школах, но и в классах коррекции, созданных на базе общеобразовательных школ.

В последние годы всё более остро встаёт проблема сложных дефектов развития детей. Состав учащихся спец.школ 8 вида утяжеляется. Умственная отсталость учеников сочетается с нарушениями сенсорных систем, опорно-двигательных систем, с аутизмом. Успешная работа с такими детьми требует от учителя большого терпения, постоянного внимания к каждому ребёнку, владения широким кругом знаний, умения применять наиболее эффективные методы и приёмы. Трудность в работе педагога-дефектолога заключается ещё и в том, что современное общество, вопреки декларируемой гуманизации, фактически отвергает неполноценных детей. Об этом говорит и нежелание большинства учителей начальных классов индивидуально подходить к их обучению. В школы 8 вида дети поступают, как правило, проучившись 1-2 класса в массовой школе. И почти всегда на первое место выходят проблемы повышенной школьной тревожности, низкой мотивации к обучению, трудностей в межличностном общении. Часто дети приносят из массовых школ груз неприятия своей личности и учителем и одноклассниками О негативном отношении общества к аномальным детям говорят также и трудности в их трудоустройстве после окончания учебных учреждений. Поэтому проблема развития, коррекции и адаптации умственно отсталых школьников на современном этапе является как никогда актуальной.

И здесь, учитывая процессы демократизации и гуманизации нашего общества, неплохо было бы обратиться к опыту зарубежных стран в деле обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Многие зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, вообще стараются не использовать травмирующий термин «умственная отсталость»,часто носящий характер пожизненного клейма и оперируют более щадящими формулировками. Общество развитых стран гораздо лояльнее относится к неполноценным детям, признавая их право на самореализацию. В России же определённый процент детей-олигофренов не получают коррекционной помощи в специальных учреждениях и лишаются возможности адаптироваться в социуме из-за неприятия родителями поставленного на ПМПК их ребёнку диагноза.

И особенно следует сказать об олигофреноподобных детях. В большинстве случаев они приходят в школу из детских домов. Многие из них жили в условиях ранней детской депривации и отстают от своих сверстников, имевших нормальное детство, и в личностном развитии и в становлении познавательной деятельности. К школьному возрасту по поведению, интересам, состоянию речи и мышления они оказываются на одном уровне с умственно отсталыми детьми. Их недоразвитие носит стойкий характер и большинство из них направляется в школу 8 вида. Но к старшим классам некоторые из них по возможностям социализации и другим критериям могут обогнать своих одноклассников. Здесь большую роль играет педагогическое мастерство учителя, помогающее ребёнку раскрыть свои возможности. В ряде случаев допустимо даже снятие ранее поставленного диагноза и полная интеграция выпускника в общество.

Таким образом, актуальность и перспективность моего опыта работы обуславливается тремя факторами:

1. Ростом численности детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Необходимостью социальной адаптации данных детей через коррекцию имеющихся у них дефектов познавательной и эмоциональной сферы.

3. Развивающим характером обучения в коррекционной школе, предполагающим высокую познавательную активность и сознательность учащихся.