Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни .Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии .Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. Это обуславливает необходимость проведения преобразований в учебно-воспитательной системе специальной школы в сторону её гуманизации, демократизации и оптимизации.

В центре образовательной системы должен находиться ребёнок со всеми его проблемами, а образовательная система призвана адаптироваться к нему.

В соответствии с социальным заказом общества специальная (коррекционная) школа ставит перед педагогом три основные задачи:

1.Воспитать у учащихся положительные личностные качества-честность,трудолюбие, доброжелательность к окружающим.

2.Скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации. Специальная (коррекционная) школа призвана максимально реабилитировать аномального ребёнка в современном социуме.

3.Дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду.

Наша школа имеет интересные сложившиеся традиции в создании оптимальной социальной микросреды для обучения и воспитания аномальных детей. Эти традиции легко передаются с поколениями педагогов, так как значительный процент учительского состава представлен педагогическими династиями.

Девятый год основным вектором в работе школы-интерната является тема: «Через коррекцию недостатков психофизического развития и выявление индивидуальных способностей детей к их адаптации в современном обществе».

Приоритетным направлением работы школы является трудовое и профессиональное определение учащихся.С этой целью, кроме традиционных направлений трудового обучения(швейное и столярное дело),в школе функционируют 10 кружков прикладного характера, на занятиях которых дети овладевают элементами мстёрских ремёсел, что несомненно пригодится им в самостоятельной жизни. Кроме того, активно работают ещё 9 кружков, направленных на развитие различных творческих сторон личности аномального ребёнка.

Многие годы в интернате существовал свой краеведческий музей, который к сожалению, не сохранился. Являясь преемницей сложившихся традиций, 12-ый год организую работу краеведческого кружка и по крупицам, поисковым методом восстанавливаем с ребятами утраченное наследие.

Учреждение интернатного типа подстерегает опасность стать излишне закрытым, изолированным от внешней среды. Чтобы избежать подобной изоляции и формировать коммуникативные навыки воспитанников, педагоги регулярно создают возможности для общения детей с окружающей средой: ребята участвуют в окружных и областных спортивных соревнованиях, краеведческих конференциях, выставках декоративного прикладного творчества, осуществляют шефство над ветеранами, укрепляют связи с Мстёрским центром внешкольной работы и т.д.

Для формирования способности самостоятельно принимать решения в школе-интернате создана детская организация «Маяк»,имеющая необходимую атрибутику и устав. Актив организации создаёт и реализует при поддержке взрослых различные проекты и мероприятия.

Особую роль в жизни наших воспитанников играет традиционно сложившееся проведение праздников и концертов.11 лет назад мной было предложено расширить эту традицию организацией общешкольных предметных недель. За 10 лет это предложение переросло в новую традицию и ежегодно в школе очень интересно проходят недели математики,русского языка,географии и биологии,краеведческие чтения.

Таким образом, мы видим, что в нашем учреждении создана специальная психолого-педагогическая система, позволяющая социальными средствами корригировать последствия органического дефекта аномальных школьников и данная система, безусловно, даёт положительные результаты.

Но, с другой стороны, существует и ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, например, в первые годы работы в школе-интернате я столкнулась с проблемой низкой познавательной активности учащихся на уроках географии и биологии, которая проявлялась в слабой мотивации к изучению данных предметов, в повышенной тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний и умений, в ориентации школьников на оценки, а не на знания, в низкой успеваемости учащихся по предметам.

Для решения проблемы я пришла к необходимости поиска и внедрения в практику новых игровых приёмов и нетрадиционных форм проведения уроков географии, позволяющих более действенно решать задачи, поставленные перед учреждением: развитие и социализация личности умственно отсталого ребёнка. Так постепенно обозначился опыт моей работы как учителя географии в следующей формулировке: «Развитие познавательной активности аномальных школьников через использование игровых форм на уроках географии».