Создание условий для профессионального становления и развития молодого учителя в школе условно можно разделить на три этапа.
1-ый этап – подготовительный
Данный этап включает:
• разработку и утверждение нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения деятельности молодых специалистов. К ней относится:
-положение о методическом совете ОУ (приложение №1),
-положение о методических объединениях (приложение №2),
-положение о школе молодого учителя (приложение №3),
-положение о методическом дне учителя (приложение №4)
• определение ответственности коллегиальных органов и управленческого персонала за обучение молодых специалистов. Традиционно эти функции выполняет методический совет школы, в компетентность которого входит:
-утверждение положений о коллективных формах обучения,
-разработка и утверждение программ (планов) занятий со специалистами,
-подготовка и проведение общешкольных мероприятий по обучению молодых специалистов и распространению опыта.
Персональная ответственность за оказание помощи молодым специалистам в профессиональном становлении возлагается на заместителя директора по УВР: он отвечает за разработку программ обучения, подготовку и проведение занятий, анализ и оценку результатов обучения, осуществляет обучение в процессе контроля, предполагающего решение следующих задач:
-выявление подготовленности работника к выполнению должностных обязанностей,
-определение проблем, по которым требуется принятие мер по обучению,
-предъявление требований к его дальнейшей деятельности.
Данные функции конкретизируются в примерном содержании деятельности руководителя (приложение №5). В зависимости от состава специалистов функции между заместителями директоров перераспределяются и уточняются
• создание предметной профессиональной среды
В школе имеется библиотека с фондом научно-методической и педагогической литературы около 1000 экземпляров. Ежегодно библиотечный фонд пополняется периодическими изданиями:
- Газетами «Учительская», «Первое сентября» с приложениями к газете по всем предметам (21 приложение), «Мой профсоюз»;
- Журналами «Справочник классного руководителя», «Современный урок», «Завуч», «Нормативные документы», «Информатика и образование», «Гражданская защита», «Военные знания», «Практика административной работы в школе», «Научно-методический журнал зам.директора по воспитательной работе», «Классный руководитель», «Вестник образования России», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Администратор образования», «Директор школы», «Завуч начальной школы», «Профильная школа».
Создана медиатека, удовлетворяющая потребности учителей-предметников, классных руководителей. Библиотекарем школы разработана система библиотечных уроков по использованию материалов медиатеки. В наличии медиатеки имеется 55 единиц электронных образовательных изданий.
В школе выпускается методический бюллетень «В помощь молодому учителю», работает методический кабинет, где собран весь необходимый материал для профессионального роста учителя:
- портфолио учителей;
- дидактический материал;
- памятки для анализа и самоанализа уроков и педагогической деятельности;
- картотека педагогических идей, наработок, опытных учителей, учителей-новаторов;
- банк данных по участию в конкурсе «Учитель года»;
- материалы научно-практических конференций;
- методические разработки;
- сценарии внеклассных мероприятий.
Оборудование двух кабинетов компьютерами позволило внедрять в учебный процесс информационные технологии. Школа подключена к системе Интернет, имеется свой сайт www.vyazniki9.narod.ru, Е-mail: sosh9viaz@mail.ru
2-ой этап – основной. Предполагает создание системы деятельности, обеспечивающей профессиональное становление и развитие молодых педагогов.
Данный этап включает следующие направления:
1.Выявление затруднений и потребности в обучении молодых специалистов.
Диагностика начинается с определения «стартового уровня» подготовки молодых специалистов через собеседование в ходе инструктажа при приеме на работу и анкетирование (приложение №6)
В течение первого года работы собеседование (анкетирование) проводится по мере изучения тем (проблем) и по итогам учебного года. Примерные вопросы см. в приложении №7.
В начале второго и третьего года работы, когда определяется содержание поддержки со стороны администрации и коллег на предстоящий учебный год также проводится анкетирование .
Кроме того, основанием для определения содержания методической работы с педагогами являются выводы по итогам наблюдений администрации за профессиональной деятельностью молодых специалистов в ходе посещений уроков, внеклассных мероприятий, занятий методического характера.
2.Определение цели, задач и принципов деятельности с молодыми специалистами
В процессе формирования опыта были сформулированы цель, задачи, принципы и предполагаемые результаты их реализации
Цель: создание условий для самореализации педагога и формирование стремления к профессиональному развитию
Год деятельности |
Задачи |
Предполагаемые результаты |
1-ый год деятельности |
1.Знакомство педагогов со спецификой деятельности учреждения через изучение
его нормативно-правовой базы 2.Оказание помощи в ведении учебно-методической документации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов 3.Обеспечение комфортных условий адаптации педагога в коллективе через оказание психолого-педагогической поддержки |
1.Сформированность общности взглядов молодых педагогов и руководителей
школы в оценке реального состояния дел и возможных путей преодоления трудностей
закрепления успеха 2.Установление контакта с педагогами-наставниками. |
2-ой год деятельности |
1.Оказание методической поддержки в проектировании учебных и воспитательных
занятий на основе изучения личности учащихся 2.Изучение и использование современных технологий обучения и воспитания. |
Отработка профессиональных умений и в, в первую очередь, аналитико-проектировочных |
3-ий год деятельности |
1.Совершенствование психолого-педагогических знаний 2.Изучение и использование на практике современных способов оценки успешности обучения школьников |
1.Повышение интереса педагогов к профессиональному и личностному развитию. 2.Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью, формирование стиля профессиональной деятельности 3.Определение собственного направления профессионального развития |
В ходе коллективного поиска были определены принципы организации методической работы:
- принцип системности – соблюдение единства, целей, задач, содержания, форм и методов работы;
- принцип индивидуальности предполагает, что план продвижения молодого специалиста должен носить индивидуальный, согласованный с самим педагогом характер;
- принцип толерантности обеспечивает содействие в проявлении индивидуальности, поддержку ценностных инициатив, увлечений, интересов и самоактуализации учителя;
- принцип стимулирования предполагает подкрепление усилий педагогов моральными и материальными стимулами, побуждающими к профессиональному продвижению.
3. Содержание деятельности с молодыми специалистами ведется по трем основным направлениям:
• научно-теоретическая деятельность:
-углубление знаний по педагогике, психологии, дидактике;
-изучение современных педагогических технологий;
-знакомство с содержанием новых учебников, программ;
-участие в опытно-экспериментальной работе и др.
• методическая практико-ориентированная деятельность:
-разработка учебных планов и программ;
-разработка новых дидактических материалов;
-апробирование современных технологий и т.д.
• аналитико-диагностическая деятельность:
-разработка тестов, контрольных срезов и их апробирование в практике;
-отслеживание результатов собственной деятельности
4.Отбор форм и методов занятий, направленных на повышение результативности профессиональной деятельности
В процессе вхождения в должность используются формы и методы работы, благодаря которым начинающий учитель сможет быстро научиться выполнять основные производственные функции. Копирование является ученическим этапом в профессиональном становлении молодого педагога, в его основе лежит репродукция опыта других. К этому способу авторы опыта относят стажировку, которая проводится в первый год работы молодого специалиста.
Стажеру представляется возможность самому выбрать руководителя из числа наиболее опытных и квалифицированных учителей. В план стажировки входит:
-изучение научно-методической литературы,
-посещение учебных занятий и других мероприятий у руководителя стажерской практики,
-разработка программно-методического обеспечения УВП,
-выполнение учебных заданий под руководством руководителя стажировки (примерный план заданий см. в приложении № 8)
Ведущей формой деятельности с молодыми специалистами является школа молодого педагога. Тематика занятий разработана на три года, на обсуждение выносятся самые актуальные вопросы, обязательно проводятся практикумы (приложение № 9)
С целью подготовки учителей к поиску и освоению наиболее эффективных технологий повышения качества образования, ознакомления педагогов с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и педагогической практики проводятся учебные семинары
При подготовке к проведению семинаров педагоги заранее определяют теоретические и практические аспекты, выносимой на обсуждение проблемы, знакомят с ними участников семинара, продумывают методические рекомендации и оснащение семинара. (тематику и планы семинаров см. в пр. №10)
Обучение в «Мастер-классах» также является эффективной формой организации помощи молодым педагогам, в которых преподаватели высшей категории транслируют и отрабатывают наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической деятельности.
Главным условием профессионального становления и развития молодых специалистов является стимулирование педагогической деятельности, которое осуществляется по следующим направлениям:
• Проведение открытых уроков
В данном случае используется потребность учителя в самоутверждении,
в желании быть оцененным коллегами.
Администрацией по согласованию с педагогами разрабатывается график
Ф.И.О. учителя |
Предмет |
Класс |
Дата проведения |
Методическая цель |
Посещений занятий добровольное, основанное на необходимости или желании молодого учителя.
• Предоставление возможности поделиться опытом деятельности со своими коллегами. Как правило, такое право дается молодому педагогу по итогам первого года работы, а далее – по результатам деятельности. Форма предъявления опыта: открытое занятие, выступление на методобъединении, ШМП, семинаре, «защите» методических идей и т.п. Подобное моральное стимулирование укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность деятельности.
• Широкая информированность также является стимулом
социального и профессионального развития
Методические планерки, конференции стажеров, информационные Дни удовлетворяют
потребность в быстро обновляющихся знаниях.
• Разработанная система вознаграждений обеспечивает повышение мотивов профессионального развития , стимулирует работу педагогов по оказанию помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении: за руководство профессиональными объединениями, стажировку , за выполнение работы, не входящую в должностные обязанности установлены надбавки и доплаты от 20 до 100%.
3-ий этап - итоговый.
Данный этап включает оценку результативности методической и организационной деятельности администрации и коллектива по обеспечению профессионального становления молодых педагогов. С этой целью проводятся следующие аналитико - диагностические процедуры:
• Самоанализ педагогической успешности молодого учителя (проводится два раза в год) по схеме
Мои успехи, достижения, находки |
Что не получается, какие профессиональные проблемы
волнуют |
• Анкетирование по изучению затруднений педагогов в конце учебного года (приложение №11)
• Собеседование по итогам года (приложение №12)
• Конкурс молодых специалистов «Надежда» (приложение №13)
• Обобщение материалов внутришкольного контроля
Информация, полученная в ходе всех процедур, является основой плана работы с молодыми специалистами на следующий учебный год.