Создание условий для профессионального становления и развития молодого учителя в школе условно можно разделить на три этапа.

 

1-ый этап – подготовительный

 

Данный этап включает:

 

• разработку и утверждение нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения деятельности молодых специалистов. К ней относится:

-положение о методическом совете ОУ (приложение №1),

-положение о методических объединениях (приложение №2),

-положение о школе молодого учителя (приложение №3),

-положение о методическом дне учителя (приложение №4)

 

• определение ответственности коллегиальных органов и управленческого персонала за обучение молодых специалистов. Традиционно эти функции выполняет методический совет школы, в компетентность которого входит:

-утверждение положений о коллективных формах обучения,

-разработка и утверждение программ (планов) занятий со специалистами,

-подготовка и проведение общешкольных мероприятий по обучению молодых специалистов и распространению опыта.

 

Персональная ответственность за оказание помощи молодым специалистам в профессиональном становлении возлагается на заместителя директора по УВР: он отвечает за разработку программ обучения, подготовку и проведение занятий, анализ и оценку результатов обучения, осуществляет обучение в процессе контроля, предполагающего решение следующих задач:

-выявление подготовленности работника к выполнению должностных обязанностей,

-определение проблем, по которым требуется принятие мер по обучению,

-предъявление требований к его дальнейшей деятельности.

 

Данные функции конкретизируются в примерном содержании деятельности руководителя (приложение №5). В зависимости от состава специалистов функции между заместителями директоров перераспределяются и уточняются

 

создание предметной профессиональной среды

В школе имеется библиотека с фондом научно-методической и педагогической литературы около 1000 экземпляров. Ежегодно библиотечный фонд пополняется периодическими изданиями:

- Газетами «Учительская», «Первое сентября» с приложениями к газете по всем предметам (21 приложение), «Мой профсоюз»;

- Журналами «Справочник классного руководителя», «Современный урок», «Завуч», «Нормативные документы», «Информатика и образование», «Гражданская защита», «Военные знания», «Практика административной работы в школе», «Научно-методический журнал зам.директора по воспитательной работе», «Классный руководитель», «Вестник образования России», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Администратор образования», «Директор школы», «Завуч начальной школы», «Профильная школа».

Создана медиатека, удовлетворяющая потребности учителей-предметников, классных руководителей. Библиотекарем школы разработана система библиотечных уроков по использованию материалов медиатеки. В наличии медиатеки имеется 55 единиц электронных образовательных изданий.

В школе выпускается методический бюллетень «В помощь молодому учителю», работает методический кабинет, где собран весь необходимый материал для профессионального роста учителя:

- портфолио учителей;

- дидактический материал;

- памятки для анализа и самоанализа уроков и педагогической деятельности;

- картотека педагогических идей, наработок, опытных учителей, учителей-новаторов;

- банк данных по участию в конкурсе «Учитель года»;

- материалы научно-практических конференций;

- методические разработки;

- сценарии внеклассных мероприятий.

 

Оборудование двух кабинетов компьютерами позволило внедрять в учебный процесс информационные технологии. Школа подключена к системе Интернет, имеется свой сайт www.vyazniki9.narod.ru, Е-mail: sosh9viaz@mail.ru

 

2-ой этап – основной. Предполагает создание системы деятельности, обеспечивающей профессиональное становление и развитие молодых педагогов.

Данный этап включает следующие направления:

 

1.Выявление затруднений и потребности в обучении молодых специалистов.

 

Диагностика начинается с определения «стартового уровня» подготовки молодых специалистов через собеседование в ходе инструктажа при приеме на работу и анкетирование (приложение №6)

В течение первого года работы собеседование (анкетирование) проводится по мере изучения тем (проблем) и по итогам учебного года. Примерные вопросы см. в приложении №7.

В начале второго и третьего года работы, когда определяется содержание поддержки со стороны администрации и коллег на предстоящий учебный год также проводится анкетирование .

Кроме того, основанием для определения содержания методической работы с педагогами являются выводы по итогам наблюдений администрации за профессиональной деятельностью молодых специалистов в ходе посещений уроков, внеклассных мероприятий, занятий методического характера.

 

2.Определение цели, задач и принципов деятельности с молодыми специалистами

В процессе формирования опыта были сформулированы цель, задачи, принципы и предполагаемые результаты их реализации

Цель: создание условий для самореализации педагога и формирование стремления к профессиональному развитию

Год деятельности
Задачи
Предполагаемые результаты
1-ый год деятельности
1.Знакомство педагогов со спецификой деятельности учреждения через изучение его нормативно-правовой базы
2.Оказание помощи в ведении учебно-методической документации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов
3.Обеспечение комфортных условий адаптации педагога в коллективе через оказание психолого-педагогической поддержки
1.Сформированность общности взглядов молодых педагогов и руководителей школы в оценке реального состояния дел и возможных путей преодоления трудностей закрепления успеха
2.Установление контакта с педагогами-наставниками.
2-ой год
деятельности
1.Оказание методической поддержки в проектировании учебных и воспитательных занятий на основе изучения личности учащихся
2.Изучение и использование современных технологий обучения и воспитания.
Отработка профессиональных умений и в, в первую очередь, аналитико-проектировочных
3-ий год
деятельности
1.Совершенствование психолого-педагогических знаний
2.Изучение и использование на практике современных способов оценки успешности обучения школьников
1.Повышение интереса педагогов к профессиональному и личностному развитию.
2.Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью, формирование стиля профессиональной деятельности
3.Определение собственного направления профессионального развития

В ходе коллективного поиска были определены принципы организации методической работы:

- принцип системности – соблюдение единства, целей, задач, содержания, форм и методов работы;

- принцип индивидуальности предполагает, что план продвижения молодого специалиста должен носить индивидуальный, согласованный с самим педагогом характер;

- принцип толерантности обеспечивает содействие в проявлении индивидуальности, поддержку ценностных инициатив, увлечений, интересов и самоактуализации учителя;

- принцип стимулирования предполагает подкрепление усилий педагогов моральными и материальными стимулами, побуждающими к профессиональному продвижению.

 

3. Содержание деятельности с молодыми специалистами ведется по трем основным направлениям:

 

• научно-теоретическая деятельность:

-углубление знаний по педагогике, психологии, дидактике;

-изучение современных педагогических технологий;

-знакомство с содержанием новых учебников, программ;

-участие в опытно-экспериментальной работе и др.

 

•  методическая практико-ориентированная деятельность:

-разработка учебных планов и программ;

-разработка новых дидактических материалов;

-апробирование современных технологий и т.д.

 

•  аналитико-диагностическая деятельность:

-разработка тестов, контрольных срезов и их апробирование в практике;

-отслеживание результатов собственной деятельности

 

4.Отбор форм и методов занятий, направленных на повышение результативности профессиональной деятельности

 

В процессе вхождения в должность используются формы и методы работы, благодаря которым начинающий учитель сможет быстро научиться выполнять основные производственные функции. Копирование является ученическим этапом в профессиональном становлении молодого педагога, в его основе лежит репродукция опыта других. К этому способу авторы опыта относят стажировку, которая проводится в первый год работы молодого специалиста.

Стажеру представляется возможность самому выбрать руководителя из числа наиболее опытных и квалифицированных учителей. В план стажировки входит:

-изучение научно-методической литературы,

-посещение учебных занятий и других мероприятий у руководителя стажерской практики,

-разработка программно-методического обеспечения УВП,

-выполнение учебных заданий под руководством руководителя стажировки (примерный план заданий см. в приложении № 8)

 

Ведущей формой деятельности с молодыми специалистами является школа молодого педагога. Тематика занятий разработана на три года, на обсуждение выносятся самые актуальные вопросы, обязательно проводятся практикумы (приложение № 9)

С целью подготовки учителей к поиску и освоению наиболее эффективных технологий повышения качества образования, ознакомления педагогов с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и педагогической практики проводятся учебные семинары

При подготовке к проведению семинаров педагоги заранее определяют теоретические и практические аспекты, выносимой на обсуждение проблемы, знакомят с ними участников семинара, продумывают методические рекомендации и оснащение семинара. (тематику и планы семинаров см. в пр. №10)

Обучение в «Мастер-классах» также является эффективной формой организации помощи молодым педагогам, в которых преподаватели высшей категории транслируют и отрабатывают наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической деятельности.

Главным условием профессионального становления и развития молодых специалистов является стимулирование педагогической деятельности, которое осуществляется по следующим направлениям:

 

•  Проведение открытых уроков

В данном случае используется потребность учителя в самоутверждении, в желании быть оцененным коллегами.
Администрацией по согласованию с педагогами разрабатывается график

Ф.И.О. учителя
Предмет
Класс
Дата проведения
Методическая цель

Посещений занятий добровольное, основанное на необходимости или желании молодого учителя.

 

• Предоставление возможности поделиться опытом деятельности со своими коллегами. Как правило, такое право дается молодому педагогу по итогам первого года работы, а далее – по результатам деятельности. Форма предъявления опыта: открытое занятие, выступление на методобъединении, ШМП, семинаре, «защите» методических идей и т.п. Подобное моральное стимулирование укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность деятельности.

• Широкая информированность также является стимулом социального и профессионального развития
Методические планерки, конференции стажеров, информационные Дни удовлетворяют потребность в быстро обновляющихся знаниях.

• Разработанная система вознаграждений обеспечивает повышение мотивов профессионального развития , стимулирует работу педагогов по оказанию помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении: за руководство профессиональными объединениями, стажировку , за выполнение работы, не входящую в должностные обязанности установлены надбавки и доплаты от 20 до 100%.

 

3-ий этап - итоговый.

 

Данный этап включает оценку результативности методической и организационной деятельности администрации и коллектива по обеспечению профессионального становления молодых педагогов. С этой целью проводятся следующие аналитико - диагностические процедуры:

• Самоанализ педагогической успешности молодого учителя (проводится два раза в год) по схеме

Мои успехи, достижения, находки
Что не получается, какие профессиональные проблемы волнуют
   

• Анкетирование по изучению затруднений педагогов в конце учебного года (приложение №11)

• Собеседование по итогам года (приложение №12)

• Конкурс молодых специалистов «Надежда» (приложение №13)

• Обобщение материалов внутришкольного контроля

 

Информация, полученная в ходе всех процедур, является основой плана работы с молодыми специалистами на следующий учебный год.