Для качественной реализации целей, определенных Концепцией модернизации российского образования, нужны педагоги-профессионалы, знающие и умеющие, адекватно воспринимающие инновации в образовании, способные в условиях конкуренции расширить и обновлять сферу профессиональной деятельности. Носителем нового педагогического мышления является, в первую очередь, молодежь. Выпускник ВУЗа обладает более свежими знаниями по педагогике и психологии. Он знаком с самыми последними достижениями науки и, как правило, мыслит в более современных категориях, чем давно работающий учитель. И наконец, выпускник ВУЗа еще не заражен консерватизмом образовательной системы. Все это говорит в пользу молодых педагогов.

Вместе с тем у молодых педагогов, в большинстве своем, не сформированы профессионально-значимые умения и навыки, корпоративные нормы поведения. Кроме того, учитывая, что научная мысль непрерывно развивается, педагог вынужден осваивать новое содержание образования.

Таким образом, выпускника педагогического ВУЗа нельзя рассматривать как вполне готового учителя. Его формирование как специалиста осуществляется в педагогической деятельности. Особая роль в этом процессе отводится руководителям образовательных учреждений.

Представленный опыт раскрывает условия, содействующие профессиональному становлению молодого педагога. От данных условий зависит эффективность адаптационного периода учителя, который может укрепить веру в свои силы и сформировать чувство творческого удовлетворения, но может стать источником глубокого разочарования и неверия в самого себя. Согласно статистики из выпускников педагогических ВУЗов только половина идет работать в школу, но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.

Опыт профессионального становления и развития молодого специалиста является не только актуальным, но и перспективным, ибо смена кадров – это естественное и неизбежное явление в любом коллективе. Молодой учитель необходим для нормального функционирования современной школы, он – гарантия будущего развития образовательного учреждения.