Реализация ведущей идеи описанного в работе опыта осуществляется путем активного сочетания различных форм работы. При этом приоритетным направлением является организация работы в группах.

Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Эту тему изучила как теоретически, так и практически. Мною разработана система уроков с использованием методов обучения в сотрудничестве.

Это как отдельные уроки в теме, так и полностью темы.

Например тема «Внутренние воды России» в курсе географии 8 класса. ( Приложение 3)

При отборе учебного материала учитываю, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть знакомым, небольшим по объёму, проблемным и доступным для самостоятельного изучения и понимания.

При разработке темы учитываю степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.

Составляю карточки для групп. Отмечаю, на что при ответах учащихся необходимо обратить внимание. Материалы распределяю с учетом подготовки каждого ученика. При комплектовании групп учитываю характер межличностных отношений и уровень коммуникативных склонностей. (Приложение 4)

В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.

Для удобства работы мы расставляем парты в классе так, что каждая группа, состоящая из 4-5 учеников, занимает две парты, поставленные друг напротив друга. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу.

Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и т.д. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой.

После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. После отчёта групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.

При выполнении заданий проверочного характера, группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.

 

Самооценка
Отметка, поставленная группой
Отметка, поставленная учителем
Итоговая отметка

 

Такой подход к отметке не случаен, т.к. в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют:

- мотив «отметки»

- совпадение оценки и самооценки

- стремление к личностному совершенствованию.

 

Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса. При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают причинно-следственные связи темы, составляют графический конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задачи, которую перед ними поставит учитель.

Например на уроке «Дальний Восток – край контрастов, для того чтобы определить наиболее характерные черты природы Дальнего Востока, прежде чем выслушать отчет групп, я прошу ребят внимательно слушать и заполнить схему причинно-следственных связей, характерных для Дальнего Востока.

 

 

При изучении темы «Особенности и значение различных видов транспорта» в ходе отчета групп ребята заполняют таблицу.

 

На практике я вижу, что вместе ребятам учиться интереснее, легче и значительно эффективнее.

Каждому приходится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

 

Вот высказывания самих ребят:

Чеботаев Михаил (10 кл.) «В группе мне намного легче понимать друг друга».

Тарасова Елена (9 «А» кл.) «В группе всегда есть возможность проявить себя»

Гусев Игорь (9 «Б» кл.) «При работе в группе больше запоминается, урок проходит интереснее».

 

Для оценки значимости применяемой технологии через анкетирование я получила следующие результаты. Было опрошено 67 учащихся, из которых 42 ученика, т.е. 62,7% предпочитают групповую форму работы.

 

Результаты анкетирования.

 

Какие формы проведения уроков вам интереснее?

 

8 «а» класс Число ответов

Нестандартные – 15 – 40,5%

Групповые – 13 – 35,1%

Лекции – 6 – 16,2%

Традиционные – 2 –5,4%

Контрольные работы–1–2,7%

 

8 «б» класс Число ответов

Нестандартные – 12 – 30%

Групповые – 13 – 32,5%

Лекции – 6 – 15%

Традиционные – 5 –12,5%

Контрольные работы – 4 – 10%

 

 

10 класс Число ответов

Нестандартные – 14 – 45,2%

Групповые – 11 – 35,5%

Лекции – 1 – 3,2%

Традиционные – 5 –16,1%

Контрольные работы –

 

11 класс Число ответов

Нестандартные – 11 – 52,4%

Групповые – 5 – 23,8%

Лекции – 3 – 14,1%

Традиционные – 2 –9,5%

Контрольные работы –

 

Большое внимание уделяю индивидуализации процесса обучения и воспитания. При составлении заданий усчитываю интересы, уровень учебных успехов, психические особенности учащихся.

При работе с одаренными учащимися, использую систему заданий повышенной сложности. Эта система включает в себя:

1. задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

2. Задания на группировку объектов.

3. Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек.

4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).

5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту.

6. Задания на составление, сравнение изученных объектов.

7. Задания на прогнозирование экологических и географических ситуаций (Приложение 1)

 

Также позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности.

Для более эффективного использования всех применяемых мною приемов и методов обучения, необходимо учитывать индивидуальные потенциальные учебные возможности каждого ребенка. Для этого я провела работу по психодиагностике, что необходимо для того, чтобы по-настоящему дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания. С помощью психолога школы Колпецовой Е.Н. мы наметили подбор упражнений для развития слуховой и зрительной памяти для учащихся, у которых она на среднем и низком уровне. (Приложение 5)

Приведу пример упражнения, которые использую для развития зрительной памяти. Это итоговая форма терминологической работы по любой теме.

Ученики разбиваются на несколько команд по 4-5 человека. После того как все заняли свои места, вывешиваю на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом (но различимым издали) «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов по изучаемой теме. По истечении оговоренного времени (60-40сек.) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки, вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются команде для проверки «проверяющих» и выяснения возможных недоразумений.

Возможен другой вариант: каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на 1-2 минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей.

Такого рода задания использую при изучении тем:

• отрасли специализации Урала;

• факторы размещения одной отрасли промышленности;

• экономико-географическая характеристика одного из природных или экономических районов;

• особенности рек России и др.

 

Тема: «Особенности рек России»

 

Стараюсь на своих уроках уделять больше внимания самостоятельной деятельности учащихся. Она способствует активизации познавательной активности, помогает более эффективному усвоению учебного материала. Содержание географии и экологии позволяет применять разнообразные виды самостоятельной работы: это самостоятельная работа с статистическими материалами, географическими картами, с моделями, с учебной книгой и дополнительной литературой. Ребята учатся ставить цели урока, осуществлять самоконтроль. Часто использую задания по работе с текстом учебника, применяя для управления самостоятельной деятельностью учащихся следующий алгоритм:

 

1. Выполните структурирование учебного текста.

2. Выделите конкретные факты в учебном тексте.

3. Выполните варьирование (найдите свои примеры) на основе конкретизации.

4. Выделите доказательства, выводы, пояснения.

5. Составьте контрольные вопросы к тексту.

6. Сделайте резюме текста.

7. Выразите в одном предложении главную мысль текста.

 

Данный алгоритм ориентирует ученика и учителя на формирование комплекса умений: отрабатываются умения выделять понятийный аппарат в тексте, формируется умение анализировать материал, составлять с помощью конспекта устный рассказ.

Считаю, что уроки с использованием перечисленных методов обучения позволяют ученику быть как не на каком другом уроке субъектом учебной деятельности, что лежит в основе системы развивающего обучения.

Считаю, что важным и полезным способом обучения является введение игровых приемов на уроке, так как создается эмоциональный настрой и личная заинтересованность каждого ученика в усвоении учебного материала.

 

Уроки-конференции провожу в темах
«Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье человека» (10 кл.)
«Разнообразие и особенности озер России» (8 кл.)
«Нужны ли инвестиции промышленности России?» (9 кл).

 

Уроки-путешествия в темах
«По следам Робинзона» (обобщающее повторение по теме «Мировой океан») (6 кл.)
«Путешествие капельки» (обобщающее повторение по теме «Гидросфера») (6 кл.)
«Развитие географических знаний о Земле» (изучение нового 6 кл.)
«Эпоха великих географических открытий» (изучение нового 7 кл.)

 

Уроки-игры в темах

«Обобщение и систематизация знаний по теме: Южная Америка». (7 кл.)

«Обобщение и систематизация знаний по теме: Северная Америка». (7 кл.)

Игра – «Географическая вертушка».

Обобщающий урок по теме: «Народное хозяйство России». (9кл.)

Игра – «Географическое казино».

Обобщающий урок по темам: «Геоэкология» и «Экология человека». (10 кл.)

Игра – «Экологическое казино».

 

По моему мнению, эти уроки способствуют повышению качества обучения, усиливают «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему, формируют интерес к предмету.

Игры использую на всех этапах урока.

При работе с терминами на уроках географии и экологии мною разработано «Дидактическое игровое домино».

 

Игра разработана по темам:

 

Экология
- «Экология популяций» (9кл.)
- «Экология сообществ. Экосистемы» (9 кл.)
- «Взаимоотношения организмов» (9кл.)
- «Организм и среда» (9кл.)

 

География
- «Атмосфера» (6кл.)
- «Гидросфера» (6 кл.)
- «География Владимирской области» (9кл.)

 

Дидактическое игровое домино по разделу «Географии Владимирской области» напечатано в пособии «Географическое краеведение: опыт преподавания в школах». ( Владимир 2002год )

Большое внимание уделяю созданию системы практических и лабораторных работ, органично сочетающихся с теоретическим материалом. Провожу практикумы обучающего характера (выработка навыка практического действия) и творческого (экспериментальные задания).

Например, при изучении экологических проблем п. Лесной в курсе «География Владимирской области» ребята выполняют работу «Оценка состояния окружающей среды своей местности».

Для выполнения данной работы ребята используют различные источники информации (местные газеты, данные лаборатории АОЗТ «Владимирское», интервью с работниками ЖКХ и администрации поселка, опросы населения, наблюдения за состоянием территории и др.), выявляют актуальные проблемы состояния среды поселка. Для изучения каждой из этих проблем организуются группы по 4-5 человек.

Ход работы:

• выделите ключевые вопросы;

• установите контакт с общественными организациями, отдельными лицами, представителями различных слоев населения, занимающихся этими вопросами, подберите и проанализируйте информацию из различных источников;

• по итогам проделанной работы составьте доклад с анализом альтернативных решений. Обоснование выбранного решения вы можете довести до сведения местных властей или природоохранительных организаций;

• постарайтесь организовать практические действия и добиться конкретных результатов в улучшении окружающей среды.

Большую роль в достижении поставленных целей отвожу кабинету.

В нем имеется учебно-методическая литература, набор географических карт, таблиц, коллекций, дидактического материала, лабораторного оборудования, реактивов. Все это повышает мотивацию к изучению предмета.

Большое внимание уделяю индивидуальным творческим заданиям. В ходе изучения отдельных тем ребята рисуют рисунки, оформляют путеводители, пишут рефераты и сочинения. Например, результаты весенней экскурсии в 6 классе представляются в форме сочинения «Сказки весеннего леса». В конце 11 класса ребята пишут сочинение «Мой идеальный мир». Ученики, выполняя творческие работы активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности.

Система промежуточного и итогового контроля за результатами обучения географии и экологии включает в себя разнообразные формы и виды заданий.

В последнее время большое внимание уделяют тестам, направленным на выявление знаний. Мною разработана система блиц тестов по отдельным темам. (Приложение 2)

 

Начала изучение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Мне интересны образовательные результаты , заложенные в данной технологии:

• Умение работать с увеличивающимся потоком информации в разных областях знаний.

• Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.

• Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

• Умение решать проблемы.

• Способность самостоятельно заниматься своим обучением.

• Умение сотрудничать и работать в группе.

• Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

С 2005 года работаю над созданием мультимедийного учебного пособия по теме «Транспортный комплекс России» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в описываемом опыте цели, однако, наиболее эффективным является использование их в единой системе.