В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания и методов обучения в средней школе. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии учащихся.

Социальный заказ определяет цели современной образовательной школы.

Для того, чтобы достичь основной цели современного образования – развития личности ребенка, необходимо, чтобы в процессе обучения школьник был включен в активную познавательную деятельность. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.

К сожалению, преобладание объяснительно-иллюстрированного типа обучения (построенный урок по схеме: «опрос – объяснение-закрепление» ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность) не в полной мере позволяет реализовать поставленную цель.

В результате возникает проблема – как организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания и создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.

Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательных интересов путем использования возможностей групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Актуальность данного опыта заключается еще в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт, способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.

Предлагаемая система работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на базе которой он сформировался, поскольку тема, над которой работала школа №48 г. Владимира «Создание условий для развития индивидуальных особенностей каждой личности».

Основная масса детей в школе – дети из семей работников совхоза «Владимирский».

Территориальная изоляция школы, особенности социума потребовали создания в поселке особой модели школы – адаптивной, т.е. такой школы, где каждому ребенку с учетом уровня его подготовки будут созданы благоприятные условия для его дальнейшего развития.