Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии. Общество заинтересовано в географической грамотности населения, особенно в современных условиях. Хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической грамотности действующих субъектов.

С другой стороны экономические трудности, приоритет материальных ценностей приводят к потере популярности видов деятельности, основанных на географических знаниях. Следствием этого является падение интереса к географии как к неперспективному предмету, то есть не обеспечивающему возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии.

Таким образом, сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.