В 1991 году в школьную программу был введен новый предмет – ОБЖ, который пришел на смену НВП. Процесс становления предмета влиял на содержание учебного материала, который многократно изменялся. К 2000 году предмет обрел сегодняшнюю форму, и приказом департамента образования Владимирской области была введена региональная программа и региональный базисный учебный план. На её основе мною разработан план работы школы по ОБЖ и ОВС (смотри приложение 4).

Раздел Основы Военной Службы (ОВС) предусмотрен в 10-11классах. В соответствии с учебным планом школы на изучение ОБЖ отводится 2 часа в неделю во всех 10-11классах. Главной целью изучения раздела ОВС является подготовка юношей к службе в ВС, формирование осознанного восприятия необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма. В процессе достижения этой цели необходимо создать условия для решения задач возникающих перед педагогом:

1. Повышение мотивации обучения.

2. Формирование прочных знаний, умений, навыков.

3. Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической.

4. Воспитание социальных и гражданских качеств личности (патриотизм, гражданская позиция, человечность).

 

Принципы построения системы: современная наука выделяет 3 основных направления защиты личности: социальная, физическая и психологическая. На этих принципах я и построил свой опыт.

 

1.Социальная защита личности это регулирование и организация информации, циркулирующей на уровне общества и отдельных его групп.

Социальная защита в контексте военной службы требует от учащихся формирования безопасного взаимодействия в социуме. Это выражается в умении общения с командирами, сослуживцами, подчиненными. Для формирования навыков общения необходимы знания правовых основ военной службы, прав и обязанностей военнослужащих, основ устройства вооруженных сил РФ и применения этих знаний в различных ситуациях. Соответственно подбирается учебный материал способный сформировать знания, умения, навыки: знания о безопасном социальном поведении, умения безопасного поведения в социуме, формирование социально значимых ценностей. Формирование ЗУНов осуществляется совместно с предметами граждановедение, обществознание.

 

2. Физическая защита личности требует защиты физического здоровья человека. Это выражается в физическом развитии юноши, наборе жизненно важных двигательных навыков, образе жизни. Учебный материал этого направления содержит знания о двигательной активности, вредных привычках, принципах развития физических качеств. В процессе обучения формируются необходимые ЗУН: знания о ЗОЖ, умения развития физических качеств, физические навыки безопасного поведения. Реализация этого направления немыслимо без уроков физической культуры, внеурочных и секционных занятий (смотри приложение 5).

 

3. Психологическая защита личности - это деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий. Она подразделяется на социально-групповую защиту и индивидуально-личностную защиту личности.

Социально - групповая защита – это защита личности в контексте различных социальных групп. Она подразумевает безопасное поведение в микрогруппе. На формирование поведения, отношений, характера и всей совокупности личностных свойств влияет ближайшее окружение, которое в большей степени оказывает влияние на человека в зависимости от степени значимости этого окружения для него. Особенности прохождения военной службы заключаются, прежде всего, в построении отношений в мужском коллективе. Неофициальные отношения с окружающими, общение с ближайшими сослуживцами, поведение в различных ситуациях подразумевают социально-групповую защиту. К этому направлению относится материал содержащий знания быта военнослужащих, уклада армейской жизни, ритуалов вооруженных сил, порядка прохождения срочной службы. На их основе формируются ЗУН: знания о культуре безопасности в микрогруппе, умение реализовать качества личности, формирование ценностей безопасной личности. В формировании реального представления об армейской жизни помогают встречи с работниками РВК, военнослужащими и курсантами, экскурсии в воинскую часть. Эти мероприятия проводятся в соответствии с совместным планом работы с микросоциумом (смотри приложение 6).

Индивидуально-личностная защита - это комплекс защитных механизмов личности, стратегия поведения и взаимодействия с окружающими. Она включает в себя качества личности способные противостоять стрессовым ситуациям военной службы: активность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, терпимость, коммуникабельность. Это самое сложное направление защиты личности, так как необходимо учитывать не только общеучебные навыки, но и личностные особенности ученика. Учебный материал и мероприятия по военно-патриотическому воспитанию являются основой для формирования ЗУНов: знаний о механизмах межличностной защиты, умений внутриличностной защиты, навыков психологической саморегуляции. Подготовка юношей осуществляется не только на уроках ОБЖ. В школе разработана система военно-патриотического воспитания (смотри приложение 7), работает клуб «Патриот» (смотри приложение 8), факультатив «ОВС» (смотри приложение 9), стрелковый кружок и другие кружки, клубы, секции (смотри приложение 10), традиционно в феврале проводится месячник оборонно-массовой работы (смотри приложение 11)

 

В соответствии со средствами защиты личности формируются и образовательные задачи:

1. Способствовать реализации потенциала личности учащегося в освоении информации.

2. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, развивать физические качества.

3. Воспитывать у учащихся морально-волевые черты характера.

4. Развивать у учащихся эмоциональную и поведенческую сферу психики.

 

Для решения поставленных задач я применяю элементы следующих технологии: технология коллективного способа обучения, технология модульного обучения, технология педагогических мастерских.

При организации усвоения важного теоретического материала наиболее эффективна технология коллективного способа обучения.

Коллективный способ обучения включает в себя все четыре организационные формы. Работа в парах сменного состава на мой взгляд является наиболее эффективным при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Поэтому чаще всего я применяю элементы этой технологии при решении задач социальной защиты личности. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик, который преподает, т.е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90 % преподаваемого материала.

При решении образовательных задач коллективного способа обучения наиболее эффективны формы организации обучения: работа по индивидуальным карточкам (карточки выделяются по числу планируемых групп), работа в парах сменного состава (ученик, ознакомившись с карточкой, обменивается информацией и карточками с учеником из другой группы), работа в малых группах (ученики с одним типом карточек объединяются в группу, обобщают и наглядно представляют содержание карточек), обобщение работы малых групп (ученики представляют свою работу), взаимоконтроль (ученики обмениваются тетрадями и контролируют друг друга) (смотри приложение 12)

Наиболее эффективными для этой технологии я считаю следующие формы контроля: словарный диктант, тестовые задания (задания на выбор ответов, на классификацию, на обнаружение правильной последовательности) (смотри приложение 13)

В содержании учебного материала достаточно большое количество тем содержащих практические навыки (сборка-разборка автомата Калашникова в 11классе, использование средств индивидуальной защиты в 10 классе). Формирование этих навыков осуществляется параллельно изучению теоретических знаний. Для изучения тем, позволяющих осуществить самообучение, я применяю элементы технологии модульного обучения. Технология подразумевает самостоятельную индивидуальную и групповую работу. Наряду со знаниями ученики получают навыки поведения в микрогруппах. Эти элементы позволяют реализовать направления социально-групповой защиты личности. Технология позволяет регулировать не только темп работы, но содержание учебного материала. В зависимости от особенностей личности ученика, класса сам модуль может представить содержание учебного материала в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая и специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию своих учебных достижений. Инвариантными компонентами в структуре модуля выступают: учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога. При работе я использую активные формы обучения – взаимообучение, игра, практикум, проблемные, организация поисковой деятельности, организации исследовательской деятельности.

Преимуществами модульного обучения являются:

- направленность на формирование гибкости метода и критичности мышления обучаемых;

- вариативность структуры модуля;

- дифференциация содержания учебного материала;

- разнообразие форм и методов обучения;

- сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

- возможность создания эффективной системы рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся.(смотри приложение 14)

При применении этой технологии возможно применение самых разнообразных форм контроля: тестовые задания в свободной форме и задания, в которых необходимо указать ответ, творческие задания (смотри приложение 15).

Реализацию индивидуально-личностной защиты личности, формирование психических и моральных качеств личности ученика я осуществляю с помощью элементов технологий педагогических мастерских. Можно выделить основные целевые установки технологии:

- обучать умению ставить проблемы и творчески искать ответ.

- предоставление учащимся психологических средств и педагогических условий, позволяющих им лично саморазвиваться, осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей.

- воспитание уверенности в своих способностях.

 

Эти цели достигаются тем, что в мастерской выслушивают каждого, идет обсуждение вопросов сначала в парах, затем в группе, идет отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решений других групп. Позиция учителя – это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. В этом смысле любой ученик имеет право на ошибку: путь к истине приходит через преодоление ошибок. Проводя мастерскую учитель никогда не стремится просто передать знания. Я стараюсь задействовать сразу мысль ученика, сделать его активным, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания учителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, где бы он мог проявлять себя как творец. Учитель мягко, демократично, незаметно руководит работой учеников. При работе с технологией педагогической мастерской используются следующие формы:

 

1.Индуктор. Первое задание в мастерской дается для мотивации дальнейшей деятельности учащихся. Это задание должно удовлетворять двум условиям. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого и быть так или иначе связанным со смыслом дальнейшей деятельности мастерской. Во-вторых, задание должно предоставить некоторый выбор для участника, что возбуждает интерес, повышает внимание к проблеме. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

 

2.Создание творческого продукта. Это может происходить индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно создание творческого продукта основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование отобранных для мастерской материалов. Реконструкция позволяет из полученных и разрозненных частей создать новое, целое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

 

3.Социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

 

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

 

5.Обращение к новой информации и ее обработка.

 

6.Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.

 

7.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. (смотри приложение 16)

 

Оценка результатов деятельности учащихся при этой технологии очень сложна. Появляется фактор субъективности оценки, влияние фактора коммуникативности и самовыражения ученика. Поэтому основными формами контроля я выбрал творческие задания, сочинения – рассуждения, эссе.