В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности, в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности воспитания.
Проблема целей воспитания культуры безопасности нашла отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Показательно мнение педагога Акбашева Т.Ф. «Я выделяю только одну цель образования – это готовность к выживанию».

На основе анализа базовых ценностей Е.В. Бондаревская и С.В. Кулькевич сформулировали идею – воспитание безопасной личности, т.е. личности, неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.

Определение личность безопасного типа сформулировал Л.И.Шершнев. Целью общества всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Анализируя предпосылки формирования личности безопасного типа, авторы называют социальные и психологические характеристики такой личности.

Как отмечает Б.И.Мишин, целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

По мнению А.Т.Смирнова, стратегическими задачами общего курса ОБЖ являются:

-сохранение жизни и здоровья человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-организация повседневной жизни человека без травм, ранений и других видов поражений;

-по возможности продление срока активной жизни человека без болезней, то есть продление человеческого века.

А.Т.Смирнов следующим образом охарактеризовали главные цели и задачи школьного курса ОБЖ:

-обучение поведению в критических условиях, выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями;

-приобретение учащимися знаний, умений и навыков, физических и психологических качеств личности необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания;

-воспитание чувства ответственности . Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

При обосновании целей воспитания основ безопасности жизни В.А.Васнев учитывает основные этапы реализации этих целей:

-социальный заказ - интересы воспитанника в безопасности – непосредст-венная безопасная жизнедеятельность на основе культуры безопасности.

Этот же педагог наиболее полно подошел к составляющим целей воспитания основ безопасности жизнедеятельности и проанализировал соотношение в них результатных и процессуальных аспектов.
Личностные качества: ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основа безопасности жизнедеятельности Функции:

Защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, противодействие контркультуре деструктивности, развитие безопасной жизнедеятельности.

Как видно, в теории воспитания культуры безопасности, дидактика и методика ОБЖ обобщены данные и сформулированы выводы о свойствах процесса подготовки человека и обеспечению безопасности. Вместе с тем, до настоящего времени к наименее изученным вопросам относятся вопросы подготовки юношей к военной службе.

Недостаточная изученность данной проблемы является одной из причин низкой эффективности подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности, высокого уровня деструктивности и виктимности населения. Такое положение в педагогической теории противоречит современным требованиям к системе образования, ориентирующим на личностный подход к воспитанию. Решение проблемы является целью моего опыта.